Они устойчивы к грибковой инфекции, которая угрожает бананам по всему миру
Власти Австралии и Новой Зеландии одобрили коммерческое производство и употребление в пищу сорта бананов QCAV-4, который был получен с помощью генной инженерии. Благодаря гену дикого банана эта культура устойчива к панамской болезни — грибковой инфекции, уничтожающей банановые плантации по всему миру. Как отмечается в пресс-релизе Квинслендского технологического университета, QCAV-4 стал первым в мире генетически модифицированным сортом бананов, который получил одобрение регуляторов.
Бананы (Musa) являются одними из самых популярных фруктов в мире и лежат в основе рациона жителей многих тропических стран. Однако их будущему серьезно угрожает распространение так называемой панамской болезни — инфекции, вызываемой грибком Fusarium oxysporum f. sp. cubense. К середине XX века один из штаммов этого заболевания, известный как TR1, почти полностью уничтожил коммерческое производство некогда наиболее массового сорта бананов Гро-Мишель. Пришедшая ему на смену подгруппа сортов Кавендиш, на которую сегодня приходится более 40 процентов выращиваемых бананов, на протяжении нескольких десятилетий демонстрировала устойчивость к опасному грибку — пока с 2010 годов ее представителей не начал заражать новый штамм инфекции, TR4. Панамская болезнь опасна и для большинства других сортов бананов., при этом эффективные средства борьбы с ней отсутствуют.
Несколько лет назад команда биологов под руководством Джеймса Дейла (James Dale) из Квинслендского технологического университета предложила решение этой проблемы. Исследователи внедрили в геном банана сорта Гранд-Нейн из подгруппы Кавендиш вариант гена RGA2, полученный у дикого банана Musa acuminata malaccensis. В результате трансгенные растения приобрели высокую устойчивость к штамму TR4. Получившийся сорт получил название QCAV-4.
Теперь австралийское правительство выдало Квинслендскому технологическому университету лицензию на коммерческое производство QCAV-4. А организация по пищевым стандартам Австралии и Новой Зеландии (FSANZ), в свою очередь, одобрила использование бананов этого сорта для употребления в пищу людьми. В течение двух месяцев министры продовольствия Австралии, отдельных австралийских штатов и территорий и Новой Зеландии должны будут ратифицировать это решение, после чего оно вступит в силу.
QCAV-4 стал первым в мире генетически модифицированным бананом, который получил одобрение регуляторов. Кроме того, это первый трансгенный фрукт, который разрешено выращивать на территории Австралии. В настоящее время благодаря строгим карантинным мерам TR4 не успел широко распространиться по австралийскому континенту (за исключением Северной территории и отдельных частей Северного Квинсленда), поэтому планов массово производить и продавать QCAV-4 здесь пока нет. Тем не менее этим сортом могут заинтересоваться фермеры из других регионов, где проблема панамской болезни стоит намного острее.
В ближайшее время Дейл и его коллеги планируют использовать технологию генетического редактирования CRISPR, чтобы сделать бананы устойчивыми к другой опасной для них инфекции — черной сигатоки. Ее вызывает грибок Pseudocercospora fijiensis. По некоторым оценкам, сигатока наносит производству бананов даже больший ущерб, чем панамская болезнь.
Пять лет назад ученые из США и Кении воспользовались технологией CRISPR, чтобы удалить из генома африканских бананов сорта Gonja Manjaya ДНК вируса банановых прожилок — возбудителя инфекции, которая приводит к гибели целых плантаций (при этом для группы сортов Кавендиш она не опасна).
Там обнаружены дикие бананы, чьи гены могут помочь победить болезни
В ходе экспедиций на север Вьетнама, в верхний Лаос и в китайскую провинцию Юньнань ботаники обнаружили уникальные межвидовые гибриды и морфологические варианты остроносых, голубых бирманских и юннаньских бананов, а также бананов Бальбиса. Образцы этих диких родственников культурных бананов отсутствуют в мировых коллекциях. Но, поскольку региону угрожает обезлесение, важный для селекции и выведения новых сортов генетический материал может быть утрачен. К таким выводам пришли ученые после двух экспедиций в Юго-Восточную Азию — родину диких бананов. Результаты их исследования опубликованы в журнале PLoS One.