Самка ската из американского океанариума забеременела без участия самца

Это может быть примером партеногенеза или гиногенеза

Самка ската-хвостокола из американского штата Северная Каролина забеременела без участия самца. Сначала сотрудники океанариума, в котором живет эта особь, заподозрили, что она больна раком — однако позднее выяснилось, что в ее организме развиваются яйца. Скорее всего, самка забеременела в результате партеногенеза. Однако не исключено, что в деле замешаны два самца мелких акул, которые живут в одном аквариуме с ней. Они могли попытаться спариться с самкой, после чего их сперма запустила процесс деления яйцеклеток. Подробнее о необычном случае рассказывается в посте директора океанариума на сайте North Carolina Science Trail.

При партеногенезе эмбрионы развиваются из неоплодотворенных яйцеклеток. Такой способ воспроизводства практикуют многие беспозвоночные и отдельные виды рыб, амфибий и рептилий. Кроме того, в виде исключения он встречается у птиц, например, кур, индеек, голубей и даже калифорнийских кондоров (Gymnogyps californianus). Подробнее о партеногенетическом размножении и о том, возможно ли оно у людей, вы можете прочитать в нашем материале «Половинка себя».

Новый потенциальный пример партеногенеза у позвоночных выявили сотрудники океанариума Aquarium & Shark Lab by Team ECCO в городе Хендерсонвилл, штат Северная Каролина. В сентябре прошлого года они заметили, что с живущей у них 12-14-летней самкой ската-хвостокола Urobatis halleri по имени Шарлотта происходят странные изменения. Тело рыбы начало распухать, а ультразвуковое исследование показало, что в ее организме появились несколько новообразований. Сотрудники океанариума предположили, что Шарлотта страдает от рака, однако ветеринар Роб Джонс (Rob Jones) пришел к выводу, что самка здорова — а новообразования в ее теле представляют собой развивающиеся яйца.

Новость о беременности Шарлотты стала полной неожиданностью. Дело в том, что ни в одном аквариуме с самкой, ни во всем океанариуме Хендерсонвилла нет скатов-самцов. Таким образом, оплодотворить ее было некому. Согласно наиболее вероятному объяснению, Шарлотта забеременела в результате партеногенеза — то есть ее яйцеклетки начали развиваться без оплодотворения. Этот способ размножения редко встречается у скатов. Например, его фиксировали у обыкновенных пилорылов (Pristis pectinata), в то же время он не раз отмечался у живущих в неволе акул.

Впрочем, есть и более экзотическая версия того, как Шарлотте удалось забеременеть. На теле самки были обнаружены следы укусов, которые оставили два годовалых самца белопятнистых кошачьих акул (Chiloscyllium plagiosum), живущих с ней в одном аквариуме. Похожим образом мужские особи этих рыб кусают партнерш во время брачных ритуалов. Исходя из этого, сотрудники океанариума предположили, что с Шарлоттой мог спариться кто-то из акул-самцов.

Маловероятно, что оплодотворение прошло успешно, поскольку скаты и акулы разошлись сотни миллионов лет назад и не способны давать гибридное потомство (хотя известен пример успешного скрещивания двух видов, разделенных почти 200 миллионами лет эволюции). Однако акульи сперматозоиды могли достигнуть яйцеклеток ската и запустить в них процесс деления. После этого яйцеклетки избавились от хромосом, доставленных сперматозоидами, и продолжили развиваться самостоятельно. Данный процесс называется гиногенезом. Он встречается у некоторых видов рыб.

По данным УЗИ, сейчас Шарлотта вынашивает двух или трех детенышей, которые могут родиться уже в ближайшее время. Специалисты надеются, что изучение потомства самки позволит выяснить, как именно она забеременела.

Несколько лет назад зоологи выяснили, что дикие скаты могут издавать звуки. К такому выводу они пришли, проанализировав видеозаписи, на которых хвостоколы Urogymnus granulatus и Pastinachus ater предупреждающе щелкали в присутствии дайверов. Вероятно, с помощью щелчков скаты отпугивают хищников.

Двенадцать редких бляшкошипых акул собрались у побережья Панамы