В США нашли 13-тысячелетнюю бусину из заячьей кости

Ее обнаружили на памятнике культуры Кловис

Американские и британские ученые исследовали костяной артефакт, обнаруженный на археологическом памятнике Ла-Преле. Они пришли к выводу, что он представляет собой бусину, которую около 13 тысяч лет назад носители культуры Кловис изготовили из заячьей фаланги. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, это одно из древнейших украшений, найденных в Северной Америке.

В конце эпохи плейстоцена в Северной Америке сложилась археологическая культура Кловис, которая существовала примерно 13,5–10,8 тысячи лет назад. Свое название она получила благодаря находкам, сделанным рядом с одноименным населенным пунктом, который расположен в штате Нью-Мексико. Лучше всего эта культура известна благодаря тщательно обработанным с двух сторон удлиненным желобчатым наконечникам. Долгое время носители культуры Кловис считались древнейшим населением Америки, однако последующие открытия показали, что люди пришли сюда раньше.

Тодд Суровелл (Todd Surovell) из Университета Вайоминга совместно с коллегами из Великобритании и США сообщил о находке, сделанной на археологическом памятнике Ла-Преле, который связан с культурой Кловис. Еще в 1987 году исследователи обнаружили здесь останки мамонта Колумба (Mammuthus columbi) вместе с каменными артефактами, а затем неподалеку они выявили следы древней стоянки охотников-собирателей. Среди прочего, на памятнике нашли очаги, окрашенный красным минеральным пигментом (охрой или гематитом) участок, артефакты из камня и кости, разделанные и обожженные останки бизона (Bison antiquus). Радиоуглеродный анализ материалов из этой стоянки показал, что люди посещали ее около 13 тысяч лет назад.

На этот раз ученые рассказали о небольшом предмете, найденном на окрашенном красным пигментом участке. Он представляет собой костяную бусину длиной около семи миллиметров, на поверхности которого есть две насечки. Чтобы выяснить, из какого материала древние люди сделали это украшение, ученые обратились к масс-спектрометрической пептидной дактилоскопии (ZooMS). Судя по пептидам и морфологии кости, бусину изготовили из заячьей фаланги.

По данным исследователей, это подтверждает, что охотники культуры Кловис, среди прочего, ловили зайцев и делали из их костей украшения. Ранее изделия из такого сырья были известны из более поздних палеоиндейских памятников, относящихся к эпохе голоцена. Вместе с тем бусины из заячьих костей находили и на сибирских памятниках эпохи верхнего палеолита — в Денисовой пещере и на Янской стоянке. Однако ученые подчеркнули, что пока говорить о культурной преемственности между регионами не приходится — разрыв в пространстве и времени слишком большой. Тем не менее находка из памятника Ла-Преле, по данным археологов, представляет собой одно из древнейших украшений, обнаруженных в Северной Америке.

Редакция журнала Science по итогам прошлого года назвала открытие 20-тысячелетних человеческих следов в штате Нью-Мексико среди десяти самых важных событий в мире науки. Подробнее об этом и других прорывах можно прочитать в нашем материале «Лекарства от ожирения, нейропрогноз погоды и грохот черных дыр».

Архаичные люди добрались до центра современной Франции около 1,2 миллиона лет назад