И риск смерти от нескольких конкретных причин
Исследование американских ученых показало, что симптоматическое головокружение связано с повышенной распространенностью смерти от всех причин. Кроме того, как сообщается в JAMA Otolaryngology—Head & Neck Surgery, головокружение повышало риск смерти от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и диабета.
Головокружения могут возникать из-за самых разных причин, из-за чего его не считают специфическим симптомом конкретного заболевания. При этом его считают одной из наиболее распространенных жалоб на здоровье среди населения, распространенность которой в течение жизни составляет от 15 до 36 процентов. Головокружение связано с повышенным риском падений, посещений медицинских учреждений, госпитализации и инвалидности. По разным оценкам расходы, связанные с головокружением, достигают 49,5 миллиарда долларов в год и представляют собой значительное финансовое бремя для здравоохранения и пациентов.
Джанет Чой (Janet Choi) с коллегами из Университета Южной Калифорнии провели когортное исследование, в котором они изучали связь симптоматического головокружения со смертностью от всех причин и от специфических причин у взрослых в США среднего и пожилого возраста. Исследуемая когорта состояла из 9000 взрослых, которые заполнили опрос о состоянии здоровья со следующими вопросами: «В течение последних 12 месяцев у вас были головокружение, трудности с удержанием равновесия или трудности с падением? (да / нет)» и «С какими из этих симптомов вы сталкивались? (Головокружение, трудности с сохранением равновесия, трудности с падением)». Распространенность любого симптоматического головокружения за 12 месяцев, предшествовавших оценке, составила 23,8 процента. Распространенность субъективного головокружения, проблем с равновесием и падением составила 18,3 процента, 14,5 процента и 5,7 процента соответственно.
Показатели смертности от всех причин оценивались по симптоматическому головокружению при медиане 16,2 года наблюдения. Уровень смертности среди тех, кто сообщил о каких-либо симптомах головокружения, составил 45,6 процента по сравнению с 27,1 процента среди тех, у кого не было никаких симптомов головокружения. Показатели смертности среди тех, кто сообщал о проблемах с головокружением, сохранением равновесия и падениями, составили 41,3 процента, 51 процент и 61,7 процента соответственно. У тех, у кого наблюдалось головокружение при повороте в постели (позиционное головокружение), уровень смертности составил 38,5 процента.
Дополнительный анализ показал, что участники с симптоматическим головокружением имели повышенный риск смертности от конкретных причин — сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и злокачественных новообразований. Между группами не было никакой разницы в риске смертности от непреднамеренных травм. В скорректированных многофакторных моделях пропорционального риска любое симптоматическое головокружение было связано со смертностью от всех причин (отношение рисков 1,29), смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний (отношение рисков 1,32) и смертностью, обусловленной сахарным диабетом (отношение рисков 1,66). Симптоматическое головокружение также было связано со смертностью от новообразований, однако нельзя сделать окончательного вывода о силе ассоциации.
По мере того как население планеты продолжает стареть, распространенность пациентов с симптоматическим головокружением будет продолжать увеличиваться. Поэтому эти данные помогают оценить степень бремени этого симптома, которое ложится на общественное здравоохранение, в том числе в виде повышенной смертности.
Иногда голова кружится даже при простом вставании со стула. Это происходит из-за резкого падения артериального давления. Но как показали канадские ученые, поднятие колена перед принятием вертикального положения помогло смягчить это падение и симптомы головокружения.
Их анализировали ежедневно в течение месяца
Джеймс Рони (James Roney) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и его коллеги из Австралии, Польши и США провели обсервационное исследование и пришли к выводу, что динамика уровня тестостерона день ото дня не связана с половым влечением и связанными с ним действиями у здоровых мужчин. В работе принял участие 41 мужчина разного этнического происхождения в возрасте от 18 до 26 лет (медианный 20,17 года) с нормальной функцией половых желез. В начале исследования 27 из них не состояли в постоянных отношениях, трое сообщили о негетеросексуальной ориентации. Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.