Эффект наблюдался при повышении концентрации цитокина во втором триместре беременности
Исследование американских ученых показало, что более высокий уровень интерлейкина-6 во втором триместре связан с более выраженными депрессивными симптомами у детей в подростковом возрасте. Кроме того, как сообщается в JAMA Psychiatry, цитокиновый профиль опосредовал различные пути развития депрессии в зависимости от пола ребенка.
Различные доклинические и клинические испытания показывают, что воспаление во время беременности (пренатальное материнское воспаление) непосредственно участвует в патогенезе нервно-психических расстройств у потомства. Основным механизмом такого влияния считается циркуляция большого количества провоспалительных цитокинов в крови матери, часть из которых способна проникать через плаценту. В частности, интерлейкины 6, 8, 1β и фактор некроза опухоли-α связывали с повышенным риском развития расстройств шизофренического спектра и расстройств аутистического спектра у детей.
Однако только в одном исследовании «случай-контроль» изучалась связь между пренатальными материнскими воспалением и риском развития аффективных расстройств у потомства. Тогда ученые пришли к выводу, что более высокий уровень провоспалительных цитокинов у матери (фактора некроза опухоли-α и интерлейкина-10) в середине и на поздних сроках беременности связан с повышенным риском депрессии у взрослого потомства мужского пола.
Лорен Эллман (Lauren Ellman) с коллегами из Темпльского университета исследовали, связаны ли различные цитокины пренатального материнского воспаления с риском развития депрессии у потомства в подростковом возрасте, и что может влиять на риск ее развития у разных полов. Они пользовались данными когорты беременных женщин, которые получали дородовой уход по программе медицинского страхования Фонда Кайзера с июня 1959 по сентябрь 1966 года. Последующие исследования проводились с детьми в разном возрасте, родившимися в 1960-1963 годах.
Окончательная выборка включала 674 пары мать-ребенок с данными как по материнским биомаркерам в первом или втором триместре, так и по симптомам депрессии у потомства. Средний возраст матерей составил 28,1 года; 350 рожденных детей были мальчиками, а 325 — девочками. Первичный анализ показал, что высокий уровень интерлейкина-6 в крови матери во втором триместре беременности был достоверно положительно связан с симптомами подростковой депрессии после поправки на ковариаты (р = 0,03). Примечательно, что в первом триместре наблюдался значительный и противоположный эффект интерлейкина-6 на симптомы депрессии у девочек (р = 0,02).
Кроме того, ученые обнаружили значительную взаимосвязь между уровнем антагониста рецептора интерлейкина-1 во втором триместре беременности и полом потомства, которая предсказывала интернализирующие симптомы в детском возрасте. Анализ условных косвенных эффектов выявил значительный эффект среди потомства женского пола, но не для потомства мужского пола.
Результаты исследования дают предварительное представление о механизмах развития депрессии в подростковом возрасте, которая опосредована воспалением во время беременности. Будущие исследования траектории от материнского воспаления к риску подростковой психопатологии помогут найти потенциальные терапевтические мишени.
Поиск безопасных методов лечения для беременных — нетривиальная задача. Недавно мы рассказывали про то, что даже прием парацетамола во время беременности статистически связан со снижением словарного запаса у детей.