Космический грузовик Cygnus отправился к МКС с роботом-хирургом

В космос его выводила ракета Falcon 9

Грузовой космический корабль Cygnus впервые отправился к МКС при помощи ракеты Falcon 9. Он доставит на станцию 3D-принтер по металлу, установки для выращивания искусственной сетчатки и хрящевой ткани, а также робота-хирурга для демонстрации возможности проведения операций в космосе, сообщается на сайте Spacenews.com.

Cygnus, наряду с кораблем Dragon 2 компании SpaceX и российскими «Прогрессами», обеспечивает в настоящее время снабжение МКС оборудованием и припасами для экипажа. Первый полет корабль совершил в 2014 году, все запуски Cygnus в космос, за исключением двух, выполнялись при помощи ракеты-носителя Antares, в которой ранее использовалась первая ступень производства украинского КБ «Южное» и российские двигатели РД-181. Однако из-за текущих боевых действий на территории Украины компания Northrop Grumman решила разработать новую версию ракеты Antares 330, которая будет обладать первой ступенью от компании Firefly Aerospace. Это привело к переносу трех запусков корабля Cygnus на ракету-носитель Falcon 9 компании SpaceX.

Двадцатый по счету полет грузового космического корабля Cygnus и первый полет на ракете Falcon 9 начался в 18:07 по московскому времени 30 января 2024 года с площадки на мысе Канаверал. Через пятнадцать минут корабль оказался на околоземной орбите. Он должен пристыковаться к МКС при помощи манипулятора Canadarm2 первого февраля и пробудет в составе станции, как минимум, сто дней.

На борту корабля находится 3726 килограмм грузов, в том числе компьютер Spaceborne Computer-2 от компании Hewlett Packard для анализа данных научных экспериментов на станции с использованием машинного обучения, 3D-принтер по металлу Европейского космического агентства, эксперимент по производству полупроводников и тонкопленочных покрытий в невесомости и детали для установки новой гибкой солнечной батареи iROSA.

Кроме того, Cygnus доставит на станцию экспериментальную установку от компании LambdaVision по созданию искусственной сетчатки, а также эксперимент Compartment Cartilage Tissue Construct по выращиванию хрящевой ткани и ее регенерации. На МКС также отправилась роботизированная установка MIRA (miniaturized in vivo robotic assistant) от компании Virtual Incision для проведения хирургических операций. Она позиционируется как инструмент для выполнения минимально инвазивных операций с одним разрезом в режиме реального времени и впервые была использована в США для правосторонней гемиколэктомии в 2021 году. На МКС MIRA должна продемонстрировать возможность проведения операции на имитаторах тканей и манипуляциями предметами в условиях невесомости при минимальном участии экипажа.

В ближайшем будущем к МКС начнет летать грузовой космоплан Dream Chaser, первый полет которого запланирован на весну этого года.

Starship впервые добрался до орбиты