Несколько таких инцидентов были зафиксированы в Карибском море
Зоологи обнаружили, что афалины регулярно взаимодействуют с детенышами обыкновенных ламантинов у берегов Белиза. При этом по крайней мере в некоторых случаях дельфины ведут себя агрессивно. Они нападают на детенышей, таранят их, кусают и пытаются отделить от матерей. Причины подобного поведения остаются неясными, однако ученые отмечают, что дельфины разных видов порой поступают так же с юными сородичами и детенышами других китообразных. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала PLoS ONE.
Афалины (Tursiops truncatus) часто взаимодействуют с другими морскими млекопитающими. Например, они общаются и порой даже формируют смешанные стаи с различными видами дельфинов. Тем не менее подобные контакты далеко не всегда носят мирный характер. Зоологам известны многочисленные примеры того, как афалины без видимых причин нападают на более мелких китообразных, в частности, обыкновенных морских свиней (Phocoena phocoena) и гвианских дельфинов (Sotalia guianensis). Нередко они убивают своих жертв — но никогда их не поедают.
О контактах афалин с млекопитающими из отряда сирен (Sirenia) до сих пор не сообщалось. Однако для некоторых других видов дельфинов описаны взаимодействия с дюгонями (Dugong dugon). Рядом с этими животными иногда держатся индийские афалины (T. aduncus) у побережья Западной Австралии и длиннорылые продельфины (Stenella longirostris) и свинцовые дельфины (Sousa plumbea) в районе острова Майотта в Индийском океане. А в одном случае индийская афалина неоднократно беспокоила самку дюгоня с детенышем.
Команда зоологов под руководством Эрика Рамоса (Eric A. Ramos) из Вермонтского университета описала первый пример близких контактов афалин с представителями сирен. В 1999-2020 годах исследователи при поддержке натуралистов-любителей проводили наблюдения за морскими млекопитающими в Карибском море у побережья Белиза. За это время им удалось зафиксировать десять случаев, когда афалины взаимодействовали с обыкновенными ламантинами (Trichechus manatus).
Семь таких случаев ученые и их помощники наблюдали непосредственно. Как правило, афалины группой или поодиночке подплывали к детенышам ламантинов (одиноким или сопровождаемым матерями и сородичами), после чего вступали с ними в контакт. В некоторых случаях дельфины вели себя дружелюбно, однако в других преследовали детенышей, таранили их, кусали и пытались разлучить с матерями. По меньшей мере два случая можно было однозначно трактовать как агрессию. Одного из юных ламантинов, подвергшихся нападению афалин, даже пришлось забрать в реабилитационный центр. Здесь на теле детеныша были обнаружены следы дельфиньих зубов, некоторые достаточно глубокие, чтобы инфицироваться. Несмотря на попытки спасти детеныша, спустя тринадцать дней он умер.
Еще в трех случаях Рамос и его коллеги встретили одиноких детенышей ламантинов, на голове, туловище и плавниках которых были обнаружены многочисленные следы от дельфиньих зубов. Двух из них переместили в реабилитационный центр, выходили и успешно выпустили на волю, однако третий погиб в процессе транспортировки.
Результаты исследования свидетельствуют, что афалины, обитающие у побережья Белиза, регулярно вступают в контакт с обыкновенными ламантинами. Чаще всего это происходит в зарослях водорослей, где пасутся эти сирены. По крайней мере несколько раз дельфины без сомнений вели себя агрессивным образом, хотя другие случаи труднее интерпретировать однозначно. Например, иногда дельфины, возможно, не атаковали детенышей ламантинов, а пытались вытолкнуть их на поверхность и дать им подышать воздухом — так же они поступают с собственными детенышами.
При этом остается неясным, сталкиваются ли дельфины с юными сиренами случайно, приближаются к ним из любопытства или специально ищут одиноких детенышей, чтобы атаковать них. О причинах нападений тоже пока можно лишь догадываться. Тем не менее исследователи отмечают, что дельфины разных видов похожим образом атакуют и похищают юных сородичей и детенышей других мелких китообразных.
Ранее мы рассказывали о том, как амазонские дельфины (Inia geoffrensis) поиграли с боливийской анакондой (Eunectes beniensis). Два взрослых самца плавали, удерживая змею за шею и переднюю треть туловища. Время от времени они как будто демонстрировали рептилию сородичам-подросткам, которые находились здесь же. К сожалению, в процессе игры анаконда погибла.