Без 17 российских станций невозможно учесть динамику таежной зоны и деградацию многолетней мерзлоты
Исключение данных, которые получают российские мониторинговые станции в Арктике, усиливает систематические ошибки климатических моделей. Особенно страдает точность данных о бореальных лесах, их растительной биомассе и количестве осадков. Для качественных климатических прогнозов важен стандартизированный мониторинг во всей Арктике, но сейчас обмен данными затруднен из-за геополитической напряженности. Россия не исключена из Арктического совета, но после ввода российских войск на территорию Украины в феврале 2022 года деятельность организации фактически прекратилась, говорится в кратком сообщении в журнале Nature Climate Change.
Группа ученых под руководством Эфрена Лопеса-Бланко (Efrén López-Blanco) из Орхусского университета проверили, как поведут себя восемь моделей системы Земли, если исключить из них российские климатические данные по Арктике. Такие данные для моделей набирают через мониторинговую сеть INTERACT. Она включает 60 станций, 17 из которых находятся в России — преимущественно в тайге. Оказалось, что даже без исключения российских станций репрезентация Арктики в климатической системе смещается в сторону регионов с более мягким, влажным климатом и низкой растительной биомассой. Отсутствие данных с арктической зоны России усиливает этот перекос, а также затрудняет понимание деградации многолетней мерзлоты, зарастания тундры кустарниками, сдвигов в биоразнообразии и динамике углерода.
К концу века выращивать его можно будет даже на севере страны
За счет изменения климата к концу века в Китае станет примерно на 137 тысяч квадратных километров больше территорий, пригодных для выращивания чая (Camellia sinensis). На юге страны условия уже достигли оптимума, а в остальных ключевых провинциях — Цзяннане, Цзянбэе и Юньнане — плантации можно будет создать дополнительно на 17–23 процентах земель. Сейчас на многих таких территориях растут леса, и чтобы снизить ущерб для окружающей среды, авторы статьи, опубликованной в журнале PLoS One, рекомендуют передавать производителям в первую очередь деградированные леса, а также создавать лесо- и водоохранные зоны.