Она инфицировала аортально-подвздошный сосудистый имплантат
Британские исследователи обнаружили ранее неизвестную бактерию, которая может вызывать заболевание у человека. Ее выделили из инфицированного сосудистого имплантата у 55-летнего пастуха. Описание случая опубликовано в журнале Clinical Infection in Practice, подробная микробиологическая характеризация патогена появилась в International Journal of Systematic and Evolutionary Microbiology.
Работа со скотом сопряжена с повышенным риском заражения различными инфекциями. В первую очередь это зоонозы — бактериальные, вирусные, грибковые и паразитарные. Помимо непосредственного контакта с копытными и их выделениями, источником инфекции могут быть загрязненная почва, корм, насекомые, грызуны и прочие резервуары, с которыми приходится сталкиваться на рабочем месте.
Согласно медицинской документации и опросу история болезни пациента началась с того, что он на протяжении 18 месяцев страдал анорексией, потерей массы тела и заторможенностью, после чего на протяжении трех месяцев у него фиксировалось образование в правой подвздошной ямке. В итоге мужчина попал в больницу, где у него выявили разрыв инфекционной аневризмы левой общей подвздошной артерии (крупного продолжения аорты после ее раздвоения), провели экстренное стентирование и реконструкцию аортально-подвздошной сосудистой системы имплантатом. Сопутствующий гидронефроз компенсировали стентированием обоих мочеточников. Микробиологический анализ показал, что аневризма вызвана зоонозной бактерией Campylobacter fetus, которая может приводить к гастроэнтериту и сепсису у людей. Пациенту провели курс антибиотикотерапии цефтриаксоном и ципрофлоксацином в стационаре, а также эртапенемом и азитромицином амбулаторно после выписки.
Спустя семь месяцев мужчина поступил лондонскую Больницу Св. Фомы с жалобами на головную боль, снижение массы тела и боль в спине. ПЭТ/КТ с фтордезоксиглюкозой указало на сосудистый имплантат с накоплением диагностического радиоизотопа в левой периуретеральной области, признаков спондилодисцита и вовлечения регионарных лимфоузлов не было. Инфицированный имплантат удалили и восстановили кровообращение с помощью шунтов из собственных вен пациента. Операция прошла без осложнений, терапию эртапенемом и азитромицином продолжили в ожидании анализа полученных тканей.
Микробиологическое и генетическое исследование биообразцов проводила Анна Гудман (Anna Goodman) с коллегами по Доверительному фонду Guy’s and St Thomas’ Национальной системы здравоохранения (NHS) и Лондонскому королевскому колледжу. На питательной среде высеялась аэробная грамположительная бактерия Nocardia nova, распространенная в почве и ранее описанная как человеческий патоген. Вместе с ней в культуре выросли желтые слизевидные колонии еще одного аэробного микроорганизма, который под световым микроскопом выглядел как грамотрицательная подвижная изогнутая палочка. Обе бактерии были выявлены в 6 из 10 полученных образцов, что может свидетельствовать об их симбиозе.
Исследование неизвестного микроорганизма с помощью MALDI-TOF, полногеномного секвенирования и филогенетической реконструкции по рибосомальной 16S-РНК показало, что он представляет собой ранее не описанный вид рода Variovorax. Этот род был идентифицирован в 1969 году как Alcaligenes и позже реклассифицирован, на данный момент содержит 12 известных видов. Все они распространены в почве и воде, образуют биопленки и служат компонентами ризосферы. Случаев патогенности для людей у них до сих пор выявлено не было.
Новый вид по предложению пастуха назвали Variovorax durovernensis sp. nov. по латинскому названию (Durovernum Cantiacorum) города Кентербери, где он работает. Тест на антибиотикочувстивительность показал, что эта бактерия чувствительна к цефтазидиму, имипенему, высоким дозам пиперациллина/тазобактама и потенциально к ко-тримоксазолу, а устойчива к меропенему, ципрофлоксацину и аминогликозидам. Поскольку нокардиоз (в данном случае компонент сочетанной инфекции) обычно лечат высокими дозами ко-тримоксазола, пациенту в стационаре вводили этот препарат внутривенно в течение 10 дней по 15 миллиграмм на килограмм массы тела в день, разделенных на три дозы (дополнительный антибиотик не назначали из-за сопутствующего острого повреждения почек). После этого он принимал ко-тримоксазол перорально по 960 миллиграмм дважды в день в течение трех месяцев и достиг полного клинического выздоровления.
Авторы работы отмечают, что пастух ежегодно вакцинировал стадо овец, повторно используя иглу, которой при этом случайно травмировал себе кожу. Также он вливал животным в рот противогельминтные препараты, стриг их и принимал роды, при этом зачастую не пользуясь перчатками. Подобные профессиональные факторы с высокой вероятностью и стали источником заражения.
Современные молекулярные и генетические исследования позволяют с высокой точностью идентифицировать микроорганизмы, что расширяет возможности по выявлению ранее неизвестных патогенов. Так, в 2023 году британские исследователи описали новый вид бактерии рода Globicatella, которым пациента заразил, оцарапав и покусав, бродячий кот.
На транскриптомном уровне
Американские исследователи провели эксперимент in vitro и выяснили, что добавление ингибитора Bcl-2 венетоклакса в культуру улучшает качественные и функциональные характеристики CAR-T-лимфоцитов на транскриптомном уровне. Результаты представлены на ежегодном слете Американского гематологического общества 66th ASH Annual Meeting and Exposition.