На юге России нашли четыре скальпированных черепа раннего железного века

Они принадлежали взрослым мужчинам

Российские ученые исследовали четыре черепа, обнаруженные на памятниках меотской, греческой и кобанской культур, которые находятся в Прикубанье и на Северном Кавказе. Они определили, что все останки принадлежали взрослым мужчинам старше 35 лет, жившим между V–IV веками до нашей эры и III веком нашей эры. На каждом из черепов палеоантропологи заметили надрезы, свидетельствующие о том, что этим людям преднамеренно сняли скальп, причем у двух мужчин исследователи также зафиксировали незажившие травмы головы, полученные перед смертью. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология Евразийских степей.

Благодаря художественным произведениям обычай скальпирования ассоциируется с американскими индейцами. Однако в действительности с глубокой древности с людей снимали скальпы и в Европе. Например, в Швеции исследователи обнаружили свидетельства такой практики, когда изучали останки из могильника эпохи мезолита. От более поздних времен до наших дней сохранились и письменные сведения, самое раннее из которых принадлежит Геродоту. Древнегреческий историк писал о скифах, что эти кочевники сдирали кожу с голов поверженных врагов, выделывали ее, а затем прикрепляли к конской узде и пользовались ей в качестве полотенца для рук. Однако на археологических памятниках, расположенных в Северной Евразии, до сих пор количество найденных скальпированных черепов немногочисленно. Примеры такого обряда, среди прочего, зафиксированы в Пепкинском кургане эпохи бронзы, на останках так называемого вождя из второго Пазырыкского кургана, а также на мумии старой женщины из датского болота, которая жила в железном веке.

В доисторических жителях Польши углядели всадников