И раннего начала заболевания
Китайские исследователи провели популяционное когортное исследование с использованием датских данных и обнаружили, что смерть брата или сестры, пережитая в детстве или раннем молодом возрасте, связана со значительным увеличением риска сердечно-сосудистых заболеваний в дальнейшей жизни. Публикация об этом появилась в журнале JAMA Network Open. Для своей работы Чэнь Хуан (Chen Huang) из Университета Фудань с коллегами из разных научных центров Китая воспользовались данными общенациональных регистров здоровья Дании почти по 2,1 миллиона граждан страны (примерно поровну мужчин и женщин), которые родились с 1978 по 2018 год.
За время наблюдения у 22968 (1,09 процента) участников умер сиблинг. Медианный возраст на момент утраты составил 11,48 (4,86–21,32) года; медианная продолжительность наблюдения — 17,52 (8,85–26,05) года. Статистический анализ данных методом коксовской регрессии с поправками на сопутствующие факторы показал, что после подобного события общий риск сердечно-сосудистых заболеваний в дальнейшей жизни повышается на 17 процентов по сравнению с ровесниками, которые не теряли брата или сестру. Этот риск был особенно выраженным в отношении раннего начала заболевания (кумулятивная частота случаев 1,96 против 1,35 процента в возрасте 41 года). Также этот риск повышался, если причиной смерти сиблинга была болезнь сердца, и если он был младше или близнецом.
Эксперимент проводили на здоровых добровольцах
Роберт Вагнер (Robert Wagner) из Тюбингенского университета с коллегами из Германии, Дании и США провел клинические испытания и выяснил, что каррагинан — распространенная желирующая пищевая добавка (E407) — может нарушать чувствительность тканей к инсулину и повышать проницаемость кишечника у людей с избыточной массой тела. В рандомизированных двойных слепых перекрестных испытаниях приняли участие 20 здоровых мужчин (возраст 27,4 ± 4,3 года; индекс массы тела 24,5 ± 2,5 килограмма на метр в квадрате). Все они в течение двух недель принимали 250 миллиграмм каррагинана или плацебо утром и вечером, в другие две недели — наоборот. В течение этих периодов у них регулярно брали анализы на метаболические и воспалительные биомаркеры, а также оценивали проницаемость кишечника, состав кишечной микробиоты и уровень воспаления в мозге по данным МРТ. Статья опубликована в BMC Medicine.