Вымершие калифорнийские гризли оказались в основном растительноядными

В исторических источниках их описывали как специализированных хищников

Зоологи реконструировали размеры и рацион калифорнийских бурых медведей, которые были истреблены около ста лет назад. Согласно историческим источникам, эти животные отличались огромными размерами, питались в основном мясом и часто нападали на скот. Однако изотопный анализ показал, что в действительности основой рациона калифорнийских бурых медведей была растительная пища, а размерами они не выделялись среди бурых медведей из других регионов Северной Америки. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B, ошибочные представления об этих хищниках привели к их полному истреблению.

Бурые медведи (Ursus arctos) считаются одними из самых многочисленных и широко распространенных крупных хищников в мире. Тем не менее некоторые подвиды и популяции этих млекопитающих вымерли по вине человека. Среди них, например, атласский медведь (U. a. crowtheri) из Северной Африки и мексиканский гризли (U. a. nelsoni), истребленные в конце XIX и середине XX века соответственно.

Команда зоологов под руководством Питера Алагоны (Peter S. Alagona) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре решила реконструировать образ жизни еще одного вымершего подвида бурого медведя — калифорнийского (U. a. californicus) (некоторые авторы рассматривают его в качестве исчезнувшей популяции ныне живущего подвида U. a. horribilis). Когда-то на территории Калифорнии обитали тысячи этих хищников (также известных как калифорнийские гризли), однако после европейской колонизации региона люди постепенно начали их истреблять. Этот процесс резко ускорился в период золотой лихорадки, а последняя встреча с калифорнийским бурым медведем датируется 1924 годом.

В литературных источниках начиная с XVI века калифорнийских бурых медведей описывали как очень крупных, агрессивных и питающихся почти исключительно мясом. Кроме того, их обвиняли в нападениях на скот и людей. Чтобы выяснить, насколько правдивы эти утверждения, Алагона и его коллеги изучили образцы костей, зубов и шерсти калифорнийских бурых медведей из музейных коллекций. Сорок из них принадлежали особям, которые жили после начала колонизации Калифорнии европейцами в 1542 году, а семнадцать — их более древним сородичам. Возраст самых старых образцов в выборке составил 7500 лет.

Исследователи оценили соотношение стабильных изотопов углерода и азота (13C/12C и 15N/14N) в останках калифорнийских бурых медведей. Затем они сопоставили полученные значения с δ13C и δ15N в организмах растений и животных, которые могли входить в медвежий рацион: листьях и желудях дубов; костях чернохвостых оленей (Odocoileus hemionus), коров, коз и овец; а также образцах тканей рыб.

Выяснилось, что до колонизации Калифорнии европейцами местные бурые медведи питались в основном растительной пищей. Она составляла около 88,6 процента их рациона, в то время как на мясо наземных млекопитающих приходилось всего 9,2 процента. Похожих предпочтений придерживаются бурые медведи из других регионов со средиземноморским климатом, например, из Южной Европы и с Ближнего Востока. После 1542 года растительная пища продолжала доминировать в диете калифорнийских бурых медведей (70,8 процента), однако доля наземных млекопитающих выросла в ней более чем вдвое, до 26,3 процента. Впрочем, на домашний скот приходилось лишь 7,9 процента медвежьего рациона, в то время как доля диких копытных составляла 14,9 процента. Доля морских млекопитающих и лососей в диете медведей составляла менее двух процентов как до 1542 года, так и после него.

Изотопный анализ указывает, что калифорнийские бурые медведи питались в основном растительной пищей. Хотя после 1542 года мяса в рационе этих млекопитающих стало больше (вероятно, из-за вырубки дубовых лесов), даже тогда они поедали диких копытных в два раза чаще, чем домашний скот. Это резко контрастирует с историческими источниками. Алагона и его соавторы обнаружили в них описания 136 наблюдений за охотой или кормлением калифорнийских бурых медведей. В 43 процентах случаев упоминается, что эти хищники поедали скот, в 27 процентах случаев — дикорастущие растения, в пяти процентах — диких наземных млекопитающих, в четырех процентах — морских млекопитающих, а еще в одном проценте — рыбу.

Авторы также подвергли сомнению сообщения из литературных источников, согласно которым калифорнийские бурые медведи были одними из самых крупных представителей своего вида. Судя по строению и размерам костей, масса этих млекопитающих в среднем составляла 104-252 килограмм, что соответствует размерам современных бурых медведей из Йеллоустонского национального парка и с Аляски. В целом можно сказать, что современники сильно преувеличивали размеры калифорнийских бурых медведей и их опасность для скота, что в итоге привело к полному истреблению данного подвида.

Калифорнийские бурые медведи — не единственные хищники, чьи размеры сильно преувеличены в исторических источниках. Например, долгое время считалось, что сумчатые волки (Thylacinus cynocephalus) весили в среднем около 30 килограмм, что позволяло им охотиться на крупную дичь. Однако несколько лет назад ученые выяснили, что средняя масса этих хищников составляла всего 16,7 килограмм. Таким образом, они в основном поедали мелких животных, а крупных добывали редко.

Вымирающие из-за нехватки кислорода тасманийские скаты впервые размножились в неволе