Кустарниковых свиней завезли на Мадагаскар бантуговорящие переселенцы из Африки

Это произошло 1000-1500 лет назад

Кустарниковые свиньи попали на Мадагаскар благодаря бантуговорящим переселенцам, которые привезли их из Юго-Восточной Африки 1000-1500 лет назад. К такому выводу пришли ученые, проанализировав геном свиней. Результаты исследования, опубликованные в статье для журнала Nature Communications, объясняют, как кустарниковым свиньям удалось стать единственным диким видом крупных наземных млекопитающих, который одновременно живет и на Мадагаскаре, и в континентальной части Африки.

Большинство наземных млекопитающих Мадагаскара не встречаются больше нигде в мире. Среди них разнообразные лемуры, тенреки и грызуны, а также фоссы и родственные им мелкие хищники. Предполагается, что представители по крайней мере части из этих групп происходят от африканских предков, которые в разное время независимо друг от друга пересекли Мозамбикский пролив и дали начало многочисленным видам, занимающим разные экологические ниши.

Исключением из этого правила являются кустарниковые свиньи (Potamochoerus larvatus). Это единственный дикий вид крупных наземных млекопитающих, который обитает и на Мадагаскаре, и в континентальной части Африки. Согласно наиболее распространенной гипотезе, кустарниковые свиньи проникли на Мадагаскар не самостоятельно, а были привезены сюда бантуговорящими мигрантами из Юго-Восточной Африки 1000-1500 лет назад. Тем не менее, у этой идеи до сих пор не было четких подтверждений. Кроме того, оставалось неясным, зачем переселяющимся на Мадагаскар африканцам было брать с собой таких крупных диких животных, как кустарниковые свиньи.

Разобраться в этом вопросе решила команда зоологов под руководством Расмуса Хеллера (Rasmus Heller) из Копенгагенского университета. Исследователи проанализировали полные геномы 67 представителей рода Potamochoerus из 13 стран, в том числе 32 кустарниковых свиней с Мадагаскара и 20 кистеухих свиней (P. porcus), которые родственны кустарниковым, но живут в тропических лесах Западной и Центральной Африки.

Авторы выяснили, что кустарниковые свиньи с Мадагаскара образуют отдельную эволюционную ветвь. Она разошлась с южноафриканской популяцией этого вида около 850 лет назад, а с зимбабвийской — около 500 лет назад. Согласно дополнительному анализу, мадагаскарская популяция прошла через бутылочное горлышко 1000-5000 лет назад.

Полученные результаты согласуются с гипотезой, согласно которой кустарниковых свиней завезли на Мадагаскар люди 1000-1500 лет назад. Примерно в то же время (700-1200 лет назад) на остров попали зебу, козы и овцы — а местная мегафауна окончательно исчезла. Вероятно, бантуговорящие переселенцы ловили кустарниковых свиней на юге Африки, брали их с собой на Мадагаскар и безуспешно пытались одомашнить. При этом все мадагаскарские кустарниковые свиньи, скорее всего, происходят от особей, которых завезли на остров в течение одного краткого периода времени. Свидетельств в пользу нескольких независимых интродукций вида на Мадагаскар обнаружить не удалось.

Хеллер с коллегами также реконструировали эволюционную историю кустарниковых и кистеухих свиней. Оказалось, что два этих вида разошлись около 300 тысяч лет назад. Тем не менее в Эфиопии и Уганде, где ареалы кустарниковых и кистеухих свиней совпадают, между ними продолжается поток генов. Это указывает, что, возможно, их следует считать скорее двумя подвидами одного вида, чем двумя разными видами.

Ранее мы рассказывали о том, как ученые проанализировали кости вымерших карликовых бегемотов, которые жили по всему Мадагаскару еще тысячу лет назад. Судя по содержанию изотопов с их остатках, эти травоядные жили в лесах, питались в основном C3-фотосинтезирующей растительностью и не могли пастись на открытых равнинах. Таким образом, большая часть Мадагаскара еще относительно недавно была покрыта лесами.

Российские ихтиологи переоткрыли исчезнувшую сардельку