Ракета Vulcan впервые полетела в космос

И отправила посадочный модуль Peregrine к Луне

Состоялся первый успешный пуск тяжелой двухступенчатой ракеты-носителя Vulcan Centaur. Ракета вывела частный лунный посадочный модуль Peregrine на траекторию перелета к Луне, сообщается на сайте Spacenews.com.

United Launch Alliance создавала ракету Vulcan Centaur 17 лет, ее первый полет откладывался несколько лет, в основном, из-за проблем при разработке двух метаново-кислородных двигателей BE-4 для первой ступени от компании Blue Origin. Вторая ступень оснащена двумя водородно-кислородными двигателями RL10 от компании Aerojet Rocketdyne. Максимальная грузоподъемность ракеты составляет семь тонн для геостационарной орбиты и 27,2 тонны для низкой околоземной орбиты, которую можно варьировать добавляя или убирая боковые ускорители.

Полезной нагрузкой для ракеты в первом полете стал посадочный модуль Peregrine частной компании Astrobotic Technologies, на борту которого находятся двадцать полезных нагрузок из разных стран для исследований Луны, включая пять научных приборов от NASA, доставляемых на поверхность Луны в рамках программы CLPS (Commercial Lunar Payload Services). Кроме того, на верхней ступени ракеты закреплена капсула от компании Celestis с прахом актеров сериала «Звездный путь» Джина Роденберри, Нишель Николс и ДеФореста Келли и ДНК создателей сериала.

8 января 2024 года в 10:18 по московскому времени Vulcan Centaur впервые отправилась в космос с площадки на мысе Канаверал в рамках миссии Cert-1. Через 50,5 минуты после пуска верхняя ступень завершила второе включение двигателей, после чего от нее отделился лунный модуль. Ожидается, что перелет к окололунной орбите займет у модуля две с половиной недели, попытка высадки на поверхность Луны намечена на 23 февраля. Если она окажется успешной, то это будет первая высадка американского аппарата на Луну после «Аполлона-17» в 1972 году.

Одной из будущих полезных нагрузок для Vulcan станет космоплан Dream Chaser, который будет летать к МКС.

Пуск пилотируемого «Союза» впервые отменили прямо перед стартом