Риск был ниже, чем при приеме других препаратов для снижения массы
Американские исследователи пришли к выводу, что агонист рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1) семаглутид, который применяется для лечения диабета второго типа и ожирения, не вызывает суицидальных наклонностей. Ранее обнаружение такой связи стало поводом для расследования европейского фармрегулятора EMA. Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.
Чтобы проверить связь между приемом лекарства и суицидальными мыслями, директор Национального института проблем злоупотребления препаратами (NIDA) Нора Волков (Nora Volkow) с коллегами из университета Кейс-Вестерн-Резерв провели ретроспективный когортный анализ электронных медкарт из сети TriNetX. В работу вошли данные более 240 тысяч пациентов (средний возраст 50,1 года; 72,6 процента — женщины), принимавших семаглутид для снижения веса, результаты воспроизвели на более чем 1,6 миллиона человек (средний возраст 57,5 года; 49,2 процента — женщины), получавших его по поводу сахарного диабета второго типа. Выяснилось, что по сравнению с препаратами других групп для снижения массы тела при приеме семаглутида в течение полугода наблюдений риск суицидальных наклонностей, как единожды возникших (отношение рисков 0,27; 95-процентный доверительный интервал 0,2–0,36), так и повторных (отношение рисков 0,44; 95-процентный доверительный интервал 0,32–0,6) был ниже. Подобная тенденция наблюдалась у мужчин и женщин любой этнической принадлежности во всех возрастных группах. Схожие данные были получены и для пациентов с сахарным диабетом.
По глобальным оценкам на 2021 год
Дэмиен Сантомауро (Damian Santomauro) из Квинслендского центра исследований психического здоровья с коллегами из Австралии, США и Швейцарии провели глобальную оценку помощи людям с большим депрессивным расстройством (БДР) по 204 странам и территориям в 2021 году и пришли к выводу, что его приемлемую терапию получает менее одного из десяти пациентов. Для оценки авторы провели метарегрессионный анализ имеющихся исследований и датасетов GBD. Минимально адекватное лечение расценивали как фармакотерапию (месяц приема препаратов плюс четыре визита к врачу) или психотерапию (восемь визитов к любому аккредитованному для этого специалисту). Результаты опубликованы в журнале The Lancet Psychiatry.