На палеолитических украшениях из Мезмайской пещеры нашли композитные краски

И животный клей

Российские ученые исследовали четыре палеолитических украшения, обнаруженных в Мезмайской пещере в культурных слоях возрастом от 23 до 31 тысячи лет. На всех предметах они выявили композитные краски, которые состояли из битума и каолина, либо битума и красного болюса, смешанных в разных пропорциях. Более того, химический анализ показал, что на двух украшениях присутствовало связующее вещество — клей животного происхождения, сваренный около 30 тысяч лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.

Мезмайская пещера, расположенная на юге Краснодарского края, хорошо известна благодаря найденным в ней останкам неандертальцев. Однако в ней находится и протяженная последовательность культурных слоев, оставленных людьми современного вида, которые заселили ее около 39 тысяч лет назад. В новой статье исследователи сосредоточили свое внимание на двух подвесках, изготовленных из зубов благородного оленя и, возможно, козла, а также на двух бусинах или нашивках из бивня мамонта. На всех этих предметах невооруженным глазом видны остатки черного и красного пигментов.

Древние жители Иберии разделали мамонта около 1,2 миллиона лет назад