Меры по охране природы привели к коллапсу местной экосистемы
Попытка поддержать популяцию зеленых морских черепах на острове Ланьюй у берегов Тайваня обернулась катастрофой для обитающих здесь наземных рептилий. После того, как специалисты по охране природы начали огораживать черепашьи кладки для защиты от хищников, местные змеи красивые олигодоны потеряли доступ к их яйцам и переключились на яйца ящериц. В результате популяция последних обрушилась. Вслед за ней снизилась и популяции олигодонов, а также килеватых полозов, верховных хищников экосистемы острова. Как отмечается в статье для журнала Science Advances, чтобы сохранить сообщество рептилий на Ланьюе, следует перестать ограничивать олигодонам доступ к черепашьим яйцам.
Зеленые морские черепахи (Chelonia mydas) издавна приплывали для размножения на пляжи острова Ланьюй у юго-восточного побережья Тайваня. А яйца, которые они откладывали в песок, служили пищей для процветающей популяции красивых олигодонов (Oligodon formosanus) — змей, которые специализируются на поедании яиц других рептилий. Кроме них на Ланьюе жила еще одна змея — килеватый полоз (Elaphe carinata), высший хищник местной экосистемы, а также шесть видов ящериц.
Однако в последние десятилетия на Ланьюе произошли серьезные изменения. В результате постепенной эрозии из-за роста уровня моря и череды необычно сильных штормов большой пляж Дунзцин начиная с 2001 года перестал подходить для размножения черепах. Теперь им приходится гнездиться лишь на сравнительном небольшом пляже Бадай. Чтобы поддержать сократившуюся популяцию морских черепах на Ланьюе, специалисты по охране природы с 2001 года начали обносить каждое гнездо этих рептилий пластиковой сеткой, не пропускающей олигодонов к яйцам.
Команда герпетологов, которую возглавил Вэнь-Сань Хуан (Wen-San Huang) из Национального музея естествознания в Тайчжуне, решила выяснить, как попытка защитить зеленых черепах сказалась на экосистеме острова Ланьюй. Сначала авторы экспериментальным путем выяснили, что до 2001 года каждый олигодон в период гнездования зеленых черепах ежедневно должен был съедать в среднем по 0,081 яйца этих рептилий. С учетом продолжительности сезона и примерного количества олигодонов, которые посещали пляж Бадай до 2001 года, в 1997-2000 годах эти змеи ежегодно съедали в среднем 120,1 черепашьих яйца. Чтобы получить такое же количество ресурсов за счет живущий на острове ящериц, олигодонам приходилось бы, в зависимости от конкретного вида жертвы, уничтожать от 5000 до 18000 яиц.
После того как олигодоны лишились доступа к черепашьим яйцам, они перешли на другой источник пищи. Наблюдения показали, что сразу после 2001 года эти змеи начали в 3-19 раз чаще разорять кладки разных видов ящериц. Кроме того, олигодоны стали реже посещать окрестности пляжа Бадай: если до 2001 года герпетологи наблюдали здесь примерно по 20 особей за учет, то позднее это число сократилось менее чем до пяти. В то же время в лесу количество отмеченных олигодонов резко выросло, после чего оставалось стабильным. Кроме того, на пляже стали реже встречаться килеватые полозы (вероятно, потому что здесь стало меньше олигодонов, на которых они могли бы охотиться), однако в лесу число встреч с ними оставалось постоянным.
На последнем этапе исследования Вэнь-Сань Хуан и его коллеги сравнили численность змей и ящериц на острове Ланьюй до и после начала программы по огораживанию черепашьих гнезд. Для этого они обобщили данные наблюдений за 1997-2020 годы. В результате выяснилось, что в течение всего этого периода популяции олигодонов и полозов каждый год сокращались на 12 и 8,3 процента соответственно. Численность пяти видов ящериц на острове также снижалась на 11-25 процентов в год (исключением оказался лишь эндемичный геккон Gekko kikuchii, численность которого резко выросла за 1997-2020 годы). Для сравнения, популяции двух из них на соседнем острове Грин и в уезде Пиндун на Тайване оставались стабильными или сокращались небольшими темпами. Расчеты показывают, что при сохранении нынешних тенденций популяции обоих видов змей и трех видов ящериц на Ланьюе полностью исчезнут в течение нескольких десятилетий.
Результаты исследования демонстрируют, что огораживание черепашьих гнезд лишило экосистему острова Ланьюй притока ресурсов из океана. В результате многочисленные местные олигодоны перешли на кормление яйцами ящериц, обрушив тем самым их популяции. Килеватые полозы также стали реже посещать пляжи в сезон гнездования черепах (поскольку здесь уже было не так много возможностей поохотиться на олигодонов) и начали вместо этого активнее охотиться на ящериц в лесу, чем дополнительно сократили их популяции. Когда большинство видов ящериц на острове стали редкими, змеи тоже начали быстро вымирать. От сложившейся ситуации выиграли лишь эндемичные гекконы. Они не почувствовали усиления пресса со стороны олигодонов (поскольку их яйца покрыты твердой скорлупой и недоступны для этих змей) и при этом лишились конкурентов в лице других ящериц.
Авторы отмечают, что за последние 20 лет количество гнезд зеленых черепах на пляже Бадай оставалось стабильным, поэтому для сохранения сообщества рептилий на острове Ланьюй следует перестать ограничивать доступ олигодонов к черепашьим яйцам. Поскольку эти змеи поедают яйца в ограниченном количестве, они вряд ли нанесут ощутимый ущерб популяции черепах.
Ранее мы рассказывали о том, как калифорнийские королевские змеи (Lampropeltis californiae), случайно завезенные на остров Гран-Канария, наносят серьезный ущерб местным ящерицам. На участках острова, где появились эти инвазивные хищники, численность канарских ящериц Gallotia stehlini падает более чем на 90 процентов, сцинков Chalcides sexlineatus — более чем на 80 процентов, а гекконов Tarentola boettgeri — более чем на 50 процентов.