Примерно 800 из этих вымерших видов пока не открыты
С конца плейстоцена человеческая деятельность привела к исчезновению примерно 1430 видов птиц. Из них 788 до сих пор неизвестны ученым. К такому выводу пришли орнитологи, объединив данные о задокументированных и описанных по палеонтологическим находкам вымираниях птиц с результатами моделирования. При этом сильнее всего пострадали пернатые с островов Тихого океана: здесь исчезло 875 видов, включая 554 неоткрытых. Большая их часть вымерла во время колонизации Новой Зеландии и Восточной Полинезии около 1300 года нашей эры. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Nature Communications.
По оценкам орнитологов, с начала XVI века года люди стали причиной вымирания не менее 150 видов птиц, включая маврикийского дронта (Raphus cucullatus), странствующего голубя (Ectopistes migratorius) и белоклювого дятла (Campephilus principalis), На некоторых из них намеренно охотились, а другие не выдержали разрушения среды обитания и распространения инвазивных видов. Большинство этих вымираний хорошо задокументированы. Тем не менее пернатые начали исчезать по вине человека задолго до 1500 года. Например, девять видов новозеландских моа (Dinornithiformes) были истреблены предками маори уже к середине XV века, а три вида мадагаскарских эпиорнисов (Aepyornithiformes) стали жертвами людей не позднее XI века. При этом специалисты подозревают, что многие виды птиц, исчезнувшие в результате человеческой деятельности, в первую очередь островные, до сих пор остаются неизвестными.
Команда орнитологов под руководством Роба Кука (Rob Cooke) из Британского центра экологии и гидрологии решила подсчитать, сколько видов птиц могли уничтожить люди, начиная с позднего плейстоцена. Для этого исследователи собрали сведения о задокументированных вымираниях пернатых и исчезнувших видах, которые известны только по находкам палеонтологов. А чтобы учесть еще не открытые исчезнувшие виды, они воспользовались моделью, основанной на данных с 1488 островов из 69 архипелагов.
Кук и его коллеги пришли к выводу, что с конца плейстоцена человечество погубило около 1430 видов птиц. Из них 788, что соответствует 55 процентам, неизвестны ученым даже по ископаемым и, возможно, никогда не будут открыты и описаны. Учитывая, что сейчас на земле обитает примерно 10865 видов пернатых, можно сказать, что за последние 125000 лет планета лишилась 11,6 процента представителей этого класса — или каждого девятого вида птиц. Хотя некоторые вымирания птиц могли быть вызваны естественными причинами, вина за подавляющее большинство из них лежит на людях и завезенных ими инвазивных видах. При этом многие исчезнувшие пернатые выполняли важные функции в экосистемах — и с их исчезновением те сильно обеднели. Например, моа и эпиорнисы занимали нишу крупных травоядных, формируя структуру лесов, крупные хищники типа новозеландского орла Хааста (Hieraaetus moorei) регулировали численность других животных; а попугаи, такие как сейшельский кольчатый (Psittacula wardi), участвовали в распространении семян.
Сильнее всего от людей пострадала орнитофауна островов Тихого океана. По оценкам исследователей, здесь в результате расселения человечества вымерли 875 видов птиц, включая 554 неоткрытых. Это 61 процент от общего числа исчезновений пернатых в мире с конца плейстоцена. Кроме того, на острова Тихого океана приходится 70 процентов неоткрытых вымерших птиц. Для сравнения, во всех других регионах вместе взятых вымерло 557 видов, включая 235 еще не открытых.
Исследователи также выделили три периода, когда исчезновение пернатых было наиболее массовым. Первый из них связан с колонизацией людьми островов в западной части Тихого океана (Марианские, Тонга и Фиджи) и Канарских; он достиг пика примерно 840 лет до нашей эры. Тогда вымерли, в частности, неописанный вид какаду с Новой Каледонии (Cacatua sp.) и нелетающая овсянка Emberiza alcoveri с Тенерифе. Вторую и самую массовую волну вымираний с пиком около 1300 года запустило расселение человечества и сопровождающих его инвазивных видов в Новую Зеландию и на острова на востоке Тихого океана, особенно Гавайи и Маркизские. По мнению авторов, это могло быть самое массовое исчезновение позвоночных животных по вине человека в истории. Среди птиц, потерянных в этот период, все моа, ворона Corvus impluviatus с Гавайев и лори-отшельник Vini sinotoi с Маркизских островов. Наконец, современная волна вымирания птиц распространилась на весь мир, от островов в океане до континентов. Она связана с разнообразными факторами, от охоты и распространения инвазивных видов до эпизоотий и климатических изменений.
Кук и его коллеги отмечают, что вычисленное ими количество видов птиц, исчезнувших по вине человека с конца плейстоцена, более чем в два раза превышает предыдущие оценки, не учитывавшие неописанные виды. Авторы также отмечают, что, начиная отсчет потерянных пернатых с 1500 года, можно упустить еще две более ранние волны вымирания, которые превосходят современную по масштабам. Впрочем. по некоторым прогнозам, в ближайшие столетия могут исчезнуть еще 226-738 видов птиц, что сделает нынешний период вымираний наиболее опустошительным для пернатых в истории.
Ранее орнитологи пришли к выводу, что если бы не человек, на Земле жило бы не менее 226 видов нелетающих птиц, то есть почти в четыре раза больше, чем сегодня. Хотя деятельность людей сократила общее разнообразие известных видов птиц всего на пять процентов (неописанные виды в этой работе не учитывались), среди исчезнувших видов было непропорционально много тех, которые разучились летать. Таким образом, в процессе эволюции птицы отказывались от полета намного чаще, чем можно судить по современным видам.
Они чаще смотрели на человека, чей голос звучал из динамика
Эксперимент этологов из Венгрии показал, что собаки способны различать голоса знакомых им людей. Животные сопоставляли записи голосов своих хозяев с самими хозяевами: они чаще смотрели на того человека, чей голос слышали, и чаще подходили к нему. При этом лучше всего собаки распознавали голос своего основного хозяина — видимо потому, что слышат его чаще. Результаты исследования опубликованы в журнале Animal Behaviour.