Гамма-пульсации из центра Млечного Пути объяснили намагниченным облаком у черной дыры

Наблюдения вел гамма-телескоп «Ферми»

Периодические всплески гамма-излучения от сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути, наблюдавшиеся телескопом «Ферми», могут порождаться вращающимся по орбите вокруг черной дыры с периодом 76 минут облаком намагниченной плазмы. Это идею подтверждают и результаты других наблюдений, говорится в препринте на arXiv.org.

Стрелец A* представляет собой компактный радиоисточник, связанный со сверхмассивной черной дырой, расположенной в центре нашей галактики, с массой 4,3×106  масс Солнца, чье существование окончательно было подтверждено изображением тени, полученным проектом EHT (Event Horizon Telescope).

Одной из примечательных характеристик Стрельца A* стала переменчивость его излучения в разных диапазонах волн, что указывает на различные процессы, протекающие вблизи сверхмассивной черной дыры. В частности, гамма-излучение связывают с процессами ускорения и взаимодействия заряженных частиц в окрестностях черной дыры.

Густаво Магальянес-Гихон (Gustavo Magallanes-Guijón) и Серхио Мендоса (Sergio Mendoza) из Национального автономного университета Мексики опубликовали результаты анализа данных наблюдений за Стрельцом A* космическим гамма-телескопом «Ферми» в период с 22 июня по 19 декабря 2022 года, в диапазоне энергий квантов от ста мегаэлектронвольт до трехсот гигаэлектронвольт.

Исследователи выявили на кривой блеска два заметных пика, появляющихся с периодичностью 47,52 и 76,32 минуты. После анализа первый пик был признан ложноположительным. Второй пик оказался крайне любопытным, так как его периодичность похожа на периодичность ранее найденного кандидата в горячее пятно, а также коррелирует с найденными ранее пульсациями рентгеновского излучения. Ученые пришли к выводу, что все эти явления связаны с одним физическим процессом, а именно — вращением сгустка намагниченной материи по орбите вокруг сверхмассивной черной дыры.

О том, как искали черную дыру в центре Млечного Пути, мы рассказывали в материале «И все-таки они существуют».

Астрономы отыскали девять редких двойных цефеид