Индийский телескоп с жидким зеркалом впервые увидел сверхновую

Это четвертый подобный телескоп в мире

Индийский телескоп ILMT с жидким главным зеркалом из ртути впервые пронаблюдал вспышку сверхновой SN 2023af. Данные наблюдений помогли ученым определить свойства возможного прародителя сверхновой. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

ILMT (International Liquid Mirror Telescope) стал четвертым в мире телескопом с жидким зеркалом. Он расположен в обсерватории Девастхал в Индии. Первые наблюдения он провел весной прошлого года, и сейчас он находится на завершающей стадии ввода в эксплуатацию. В отличие от обычных телескопов, главное параболическое четырехметровое зеркало ILMT формируется путем вращения пятидесяти литров ртути в специальном сосуде, при этом конфигурация телескопа может быть только зенитной.

Группа астрономов во главе с Браджешем Кумаром (Brajesh Kumar) из Научно-исследовательского института наблюдательных наук Арьябхатты сообщила о первых наблюдениях ILMT за вспышкой сверхновой, которой стала SN 2023af в родительской галактике MCG+05-26-043, вспыхнувшей 2 января 2023 года и отнесенной к типу II.

Наблюдения за SN 2023af начались 9 марта 2023 года и продолжались до 22 апреля, на их основе удалось построить кривую блеска вспышки. Спектры вспышки, полученные на расположенном рядом 3,6-метровом оптическом телескопе DOT, показывают наличие линий водорода, а также металлов, таких как натрий, барий или железо. Анализ этих данных позволяет отнести SN 2023af к сверхновым типа IIP, демонстрирующих плато на кривой блеска и возникающих при гравитационном коллапсе ядер массивных звезд, которые обладают значительным внешним слоем, богатым водородом.

Ранее мы рассказывали о том, как NASA одобрило создание на обратной стороне Луны радиотелескопа — его построят при помощи роботов.

Построена крупнейшая цифровая камера в истории