Этот артефакт нашли еще в конце XIX века на Кубани
Археолог Сергей Воронятов исследовал церемониальный кинжал из сарматского погребения, раскопанного на Кубани в конце XIX века. По мнению ученого, декор этого артефакта свидетельствует о том, что его изготовил мастер, хорошо знакомый с древними ханьскими художественными традициями. Материалы исследования доступны на сайте Academia.edu.
На Кубани находится группа памятников так называемого зубовско-воздвиженского типа. Они представляют собой курганные могильники, которые в середине I века до нашей эры — середине I века нашей эры соорудили сарматы — ираноязычные кочевники, которые в конце IV века до нашей эры — IV веке нашей эры проживали в степях от Южного Приуралья до Дуная.
Четыре кургана, давших одну из частей названия этого типа памятников, в самом конце XIX века незаконно раскопал один мещанин на Зубовском хуторе (Тбилисский район Краснодарского края) по соглашению с местными жителями. Впоследствии с ценными находками, добытыми в этих погребениях, ознакомился известный археолог Николай Веселовский. В одном из курганов, среди прочего, лежали части доспеха, бронзовая кружка италийского производства, предметы из золота и серебра, самым впечатляющим из которых оказалась круглая серебряная фиала греческого происхождения. Похоже, что этот артефакт V века до нашей эры спустя несколько столетий кочевники переделали в нагрудник церемониального конского снаряжения.
Кроме того, из этого же кургана происходит церемониальный железный кинжал, исследованию которого посвятил новую работу археолог Сергей Воронятов (Sergey Voroniatov) из Государственного Эрмитажа. Этот предмет с обломанным клинком представляет интерес благодаря необычному декору рукояти, выполненному из золота и серебра. Разные орнаменты присутствуют на трех деталях: навершии, перекладине и гарде.
По мнению Воронятова, орнамент на фигурном навершии представляет собой образованный С-образными формами и более мелкими элементами облачный мотив yunwen, который часто встречается на различных древнекитайских предметах, изготовленных во времена правления династии Западная Хань (202 год до нашей эры — 8 год нашей эры). Декор перекладины, расположенной под навершием, отличается и состоит из завитков, однако он относится к тому же мотиву, что и предыдущий орнамент. Не противоречит идее о том, что кинжал украшен в китайской традиции, и декор гарды.
Исследователь отметил, что импортные вещи из Поднебесной ранее встречались на сарматских памятниках. Но подобные кинжалы неизвестны среди находок из самого Китая. Возможно, ответ на вопрос, где был изготовлен этот предмет, могут дать маленькие золотые «фалары», которые в древности украшали ножны этого клинка. Вероятно, они происходили из мастерской, располагавшейся на Ближнем Востоке, в Центральной Азии или на Боспоре, где мог трудиться и хорошо знакомый с китайской традицией изготовитель декора кинжала. Но это только предположение, поскольку кинжал и ножны могли сделать разные люди и в разное время.
Ранее на N + 1 рассказывали, что в Астраханской области раскопали элитное погребение сарматского воина. В нем находились останки мужчины-воина 40–45 лет, которого похоронили с украшенным 20-лепестковой розеттой бронзовым тазом, преднамеренно испорченным ударами ножом или кинжалом.