«Джеймс Уэбб» подтвердил открытие второй по удаленности галактики

Она молода и бедна металлами

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие двух очень далеких галактик, одна из которых стала второй по удаленности от нас известной системой. Они существовали, когда возраст Вселенной составлял около 330 миллионов лет, бедны металлами и активно образуют звезды. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Эпоха Реионизации была последним глобальным фазовым переходом Вселенной, когда излучение от первых звезд и галактик ионизировало нейтральный водород, заполнявший Вселенную в Темные Века, спустя несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва. Чтобы понять, когда именно начался этот процесс и как он протекал, ученые ищут наиболее древние галактики, что также помогает разобраться в механизмах формирования галактик.

Группа астрономов во главе с Бинцзе Ваном (Bingjie Wang) из Научного колледжа Эберли сообщила о подтверждении открытий двух очень далеких галактик, получивших обозначения UNCOVER-z12 и UNCOVER-z13. Первоначально кандидаты были найдены в ходе анализа фотометрических данных наблюдений за скоплением галактик Abell 2744 космических телескопов «Хаббл» и «Джеймс Уэбб», подтвердить открытия помогли спектроскопические данные, полученные прибором NIRSpec «Джеймса Уэбба» в рамках глубокого обзора неба UNCOVER (Ultradeep NIRSpec and NIRCam ObserVations before the Epoch of Reionization).

Красное смещение UNCOVER-z12 составило 12,393, она обладает дискообразной, сильно вытянутой формой, причем в ней заметны два компонента. Это может быть связано с крупными очагами звездообразования или со слиянием двух галактик. Звездная масса галактики оценивается в 108,35-8,63 масс Солнца, эффективный радиус — в 426 парсек, а скорость звездообразования — в 1,4-2,15 масс Солнца в год.

UNCOVER-z13 кажется менее вытянутой и характеризуется красным смещением 13,079. Ее звездная масса составляет 107,92-8,13 масс Солнца, эффективный радиус — 309 парсек, а скорость звездообразования — 1,28-1,95 масс Солнца в год. Обе галактики молоды и бедны металлами.

Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» отыскал рекордно далекую спиральную галактику с перемычкой.

Обсерватория INTEGRAL увидела гигантскую вспышку магнитара в центре галактики Сигара