В случае таяния мерзлоты Тибетского нагорья в окружающую среду попадут галогенорганические соединения

Раньше их запасы в почве серьезно недооценивались

По мере изменения климата многолетнемерзлые породы Тибетского нагорья рискуют превратиться в крупный источник галогенорганических соединений — токсичных веществ, которые несут угрозу местным экосистем. Средняя суммарная концентрация веществ этой группы в породах сейчас составляет 310 тысяч нанограмм на грамм. Раньше их количество в многолетней мерзлоте Тибетского нагорья недооценивалось, потому что почти все оказались заключены в прочносвязанную форму. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Nature Geoscience.

Ученые под руководством Чжу Сяоцзин (Xiaojing Zhu) из Фуданьского университета исследовали галогенорганические соединения, заключенные в многолетнемерзлые породы Тибетского нагорья в различных физико-химических формах. Предыдущие исследования показывали, что их концентрации в этой местности сопоставимы с фоновыми для мерзлотных пород мира, но при этом были описаны только подвижные формы, извлекаемые из почвы относительно слабыми экстрагентами. Газово-хроматографический и масс-спектрометрический анализы соединений по их классам и прочности их связи с почвенно-поглощающим комплексом (органическим веществом почвы, пленками и глинистыми минералами) показали, что 99 процентов суммарного количества таких веществ заключено в прочносвязанную форму — то есть нерастворимый остаток, не извлекаемый из почвы никакими экстрагентами. В случае таяния многолетнемерзлой толщи такие соединения не будут разрушаться и будут смыты в окрестные экосистемы в исходном виде.

Животные из леса Будонго поели фекалии летучих мышей