Около одной пятой смертности от всех причин также связана с этими факторами
Ученые из 15 стран провели глобальный анализ связи сердечно-сосудистых заболеваний с модифицируемыми факторами риска и выяснили, что 57,2 процента таких болезней у женщин и 52,6 процента у мужчин связаны с модифицируемыми факторами риска. Кроме того, около 20 процентов летальных исходов по любой причине также связаны с модифицируемыми факторами риска. Статья опубликована в The New England Journal of Medicine.
Сердечно-сосудистые заболевания остаются наиболее распространенными неинфекционными патологическими состояниями, которые ответственны примерно за треть всех смертей во всем мире. Врачи знают, что воздействие некоторых факторов повышает риск развития таких заболеваний. К ним относятся, например, высокий индекс массы тела, высокое систолическое артериальное давление, высокий уровень липопротеидов низкой плотности, курение табака и сахарный диабет. Причем все эти факторы поддаются коррекции (в том числе поведенческой), то есть являются модифицируемыми факторами риска.
В зависимости от «тяжести» каждого из этих факторов по их суммарному эффекту врачи могут спрогнозировать 10-летний риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у человека, а также их исходы. Однако неизвестно, насколько знание об этих модифицируемых факторах связано с распространенностью сердечно-сосудистых событий.
Глобальный консорциум по сердечно-сосудистому риску, который объединил ученых из 15 стран, проанализировал данные от 1518028 человек из 112 когортных исследований, проведенных в период с 1963 по 2020 год в восьми географических регионах — Северная Америка, Латинская Америка, Западная Европа, Восточная Европа и Россия, Северная Африка и Ближний Восток, страны Африки к югу от Сахары, Азия и Австралия. Средний возраст участников составил 54,4 года, 54,1 процента были женщинами.
Средняя продолжительность наблюдения за участниками составила 7,3 года для случаев сердечно-сосудистых заболеваний и 8,7 года для случаев смерти от любой причины. За период наблюдения было зарегистрировано в общей сложности 80596 случаев сердечно-сосудистых заболеваний (30033 у женщин и 50563 у мужчин) и 177369 смертей от любой причины (78608 у женщин и 98761 у мужчин). Общемировая заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями за 10 лет составила четыре процента среди женщин и 7,8 процента среди мужчин.
Общемировая распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с модифицированными факторами риска, составила 57,2 процента среди женщин и 52,6 процента среди мужчин. Кроме того, на долю пяти модифицируемых факторов риска приходится 22,2 процента среди женщин и 19,1 процента среди мужчин совокупной доли 10-летней смертности от всех причин.
Хотя распространенность и влияние модифицируемых факторов риска на частоту сердечно-сосудистых заболеваний и смертность от всех причин варьировались в зависимости от пола и географического региона, ученые признают, что они остаются достаточно высокими при известном факте их опасности. Эти данные могут указывать, с одной стороны, на недостаточную профилактическую работу врачей над этими факторами во всем мире, а с другой — на низкий уровень воздействия на эти факторы со стороны самих пациентов.
Помимо изученных в этом исследовании факторов риска ученые ищут и другие. Но бывает, что их опасения не подтверждаются: недавно мы рассказывали, что когортное исследование почти двух с половиной миллионов рожениц не нашло связи между вспомогательными репродуктивными технологиями и риском сердечно-сосудистых заболеваний в пожилом возрасте.
Исследование проводили среди финских мужчин
Йоханна Куусисто (Johanna Kuusisto) с коллегами по Университету Восточной Финляндии провела популяционное исследование и выяснила, что биомаркеры инсулинорезистентности могут служить независимым предиктором развития наиболее распространенного заболеваний клапанов сердца — аортального стеноза. В анализ вошли 10144 мужчины, принявшие участие в исследовании METSIM и не имевшие поражений аортального клапана на исходном уровне. Все они проходили разностороннее обследование на антропометрические, метаболические и воспалительные биомаркеры. Их связь с последующим развитием аортального стеноза оценивали методом главных компонент и коксовским регрессионным анализом. Результаты опубликованы в журнале Annals of Medicine.