Около одной пятой смертности от всех причин также связана с этими факторами
Ученые из 15 стран провели глобальный анализ связи сердечно-сосудистых заболеваний с модифицируемыми факторами риска и выяснили, что 57,2 процента таких болезней у женщин и 52,6 процента у мужчин связаны с модифицируемыми факторами риска. Кроме того, около 20 процентов летальных исходов по любой причине также связаны с модифицируемыми факторами риска. Статья опубликована в The New England Journal of Medicine.
Сердечно-сосудистые заболевания остаются наиболее распространенными неинфекционными патологическими состояниями, которые ответственны примерно за треть всех смертей во всем мире. Врачи знают, что воздействие некоторых факторов повышает риск развития таких заболеваний. К ним относятся, например, высокий индекс массы тела, высокое систолическое артериальное давление, высокий уровень липопротеидов низкой плотности, курение табака и сахарный диабет. Причем все эти факторы поддаются коррекции (в том числе поведенческой), то есть являются модифицируемыми факторами риска.
В зависимости от «тяжести» каждого из этих факторов по их суммарному эффекту врачи могут спрогнозировать 10-летний риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у человека, а также их исходы. Однако неизвестно, насколько знание об этих модифицируемых факторах связано с распространенностью сердечно-сосудистых событий.
Глобальный консорциум по сердечно-сосудистому риску, который объединил ученых из 15 стран, проанализировал данные от 1518028 человек из 112 когортных исследований, проведенных в период с 1963 по 2020 год в восьми географических регионах — Северная Америка, Латинская Америка, Западная Европа, Восточная Европа и Россия, Северная Африка и Ближний Восток, страны Африки к югу от Сахары, Азия и Австралия. Средний возраст участников составил 54,4 года, 54,1 процента были женщинами.
Средняя продолжительность наблюдения за участниками составила 7,3 года для случаев сердечно-сосудистых заболеваний и 8,7 года для случаев смерти от любой причины. За период наблюдения было зарегистрировано в общей сложности 80596 случаев сердечно-сосудистых заболеваний (30033 у женщин и 50563 у мужчин) и 177369 смертей от любой причины (78608 у женщин и 98761 у мужчин). Общемировая заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями за 10 лет составила четыре процента среди женщин и 7,8 процента среди мужчин.
Общемировая распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с модифицированными факторами риска, составила 57,2 процента среди женщин и 52,6 процента среди мужчин. Кроме того, на долю пяти модифицируемых факторов риска приходится 22,2 процента среди женщин и 19,1 процента среди мужчин совокупной доли 10-летней смертности от всех причин.
Хотя распространенность и влияние модифицируемых факторов риска на частоту сердечно-сосудистых заболеваний и смертность от всех причин варьировались в зависимости от пола и географического региона, ученые признают, что они остаются достаточно высокими при известном факте их опасности. Эти данные могут указывать, с одной стороны, на недостаточную профилактическую работу врачей над этими факторами во всем мире, а с другой — на низкий уровень воздействия на эти факторы со стороны самих пациентов.
Помимо изученных в этом исследовании факторов риска ученые ищут и другие. Но бывает, что их опасения не подтверждаются: недавно мы рассказывали, что когортное исследование почти двух с половиной миллионов рожениц не нашло связи между вспомогательными репродуктивными технологиями и риском сердечно-сосудистых заболеваний в пожилом возрасте.
У него развился фитофотодерматоз
В американскую аллергологическую клинику обратился 40-летний мужчина с чувством жжения и раздражением кожи обеих кистей в течение двух дней. За день до их появления он выжал руками сок из 12 лаймов, после чего посетил футбольный матч под открытым небом, не пользуясь солнцезащитным кремом. При осмотре наблюдалась сливная эритема от дорсальных поверхностей больших пальцев до медиальных поверхностей указательных с обеих сторон и ее разрозненные участки на костяшках и других пальцах. Под кольцом на безымянном пальце она отсутствовала; у основания левого большого пальца был небольшой пузырь. Врачи Вишака Равишанкар Хэтчер (Vishaka Ravishankar Hatcher) из Объединенной военной базы Сан-Антонио и Чарлз Кент Миллер (Charles Kent Miller) из Военно-медицинского центра Базы ВВС Неллис поделились этим случаем в New England Journal of Medicine.