Раньше в экологических кризисах обвиняли только деятельность человека
Крупные пожары на острове Вити-Леву до появления там лапитской культуры происходили как минимум пять раз. Ученые связали их с засухами, которые возникали в Океании вследствие Эль-Ниньо. И хотя после заселения острова людьми пожары стали более частыми и разрушительными, теперь стало ясно, что их причиной является не только подсечно-огневое земледелие, но и изменение климата. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Nature Ecology & Evolution.
Деградации экосистем на Фиджи, Новой Каледонии и островах Вануату, наряду с островом Пасхи и территорией юга нынешней Мексики, считаются хрестоматийными примерами чрезмерной антропогенной нагрузки на окружающую среду. На этих землях деятельность человека приводила к затяжным экологическим кризисам, которые иногда завершались падением целых цивилизаций. Однако исследование истории пожаров в Австралазии за последние 70 тысяч лет показало, что климат играл в их возникновении не меньшую роль, чем неустойчивое землепользование, поэтому к гипотезе исключительно антропогенных причин возникновения масштабных пожаров на тихоокеанских островах возникли вопросы.
Ученые под руководством Кристофера Руса (Christopher Roos) из Южного методистского университета в Далласе проверили гипотезу о возможном влиянии Эль-Ниньо на пожары в лесных экосистемах островов Океании. Известно, что Эль-Ниньо приводит к засухам в западной части Тихого Океана, например, в Индонезии и Тасмании. Культура Лапита пришла на тихоокеанские острова около 3200 лет назад, и сухие тропические леса на Вити-Леву (крупнейший остров на Фиджи) сменились лугами и саваннами. Авторы исследования провели анализ кернов с фоссилиями древесного угля и палеопочвами, отобранных на водоразделах притоков реки Сигатока. Долина этой реки была заселена носителями лапитской культуры, и архитектурные памятники этих мест уже были датированы радиоуглеродным методом.
Пики содержания изотопа 13С, соответствующие всплеску пожаров, были обнаружены не только в слоях, соответствующих моменту заселения этой территории и более поздним временам, но и в ранние эпохи. Например, между 5600 и 3200 годами назад таких пиков было пять, и объяснить их влиянием подсечно-огневого земледелия невозможно. Также ученые обнаружили скачкообразный рост доли растений с С4-фотосинтезом от 6200 до 700 лет назад, что свидетельствует о развитии засушливых условий — С4-фотосинтез позволяет более эффективно адаптироваться к ним, чем классический С3-фотосинтез.
Хотя после заселения людей (3200 лет назад), пиков 13С и углерода С4-растений стало больше, и их значения также возросли, полученные данные позволили прийти к выводу, что пожары в Океании начали происходить задолго до появления лапитской культуры и выжигания лесов под посевы таро и ямса. Их причиной ученые назвали Эль-Ниньо, который приводил к засухам: во время них сухие саванны легко загорались, и огонь перекидывался на соседние участки тропических лесов.
Сейчас пожары угрожают не только экосистемам, в которых они происходят, но и людям, живущим за тысячи километров от таких мест. В мире больше двух миллиардов человек проживают в зонах, где воздух загрязнен дымом пожаров, что повышает их риск столкнуться с деменцией: частицы PM 2.5, образующиеся при возгораниях, оказались нейротоксичными.
Мясо этих вымирающих приматов считается деликатесом
Специалисты по охране природы выяснили, что на Мадагаскаре процветает незаконная торговля мясом лемуров. Охотники из пригородов добывают этих приматов в лесах острова и продают обеспеченным горожанам, которые считают лемурятину деликатесом и даже приписывают ей целебные свойства. По оценкам ученых, в общей сложности жители мадагаскарских городов съедают около 13000 лемуров ежегодно. Это серьезный удар по популяциям этих приматов, подавляющее большинство из которых уже находятся под угрозой исчезновения. Результаты исследования опубликованы в журнале Conservation Letters.