Больше всего ртути захватывают тетрагнатиды
Береговые пауки поедают личинок разнокрылых стрекоз и переносят накопленную в них ртуть из речных экосистем в наземные. Особенно важной индикаторной группой оказались пауки-тетрагнатиды, в тканях которых накапливается до 399 нанограмм ртути на грамм. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Environmental Science & Technology Letters.
Пресноводные и морские экосистемы подвержены риску загрязнения ртутью. Как правило, она попадает в них из промышленных источников, но иногда может поступать и из естественных, например, выщелачиваться из горных пород, как это происходит в Гренландии. Обитающие в воде микроорганизмы преобразуют неорганические соединения ртути в метилртуть — опасный нейротоксин, который аккумулируется в пищевых цепях. Наиболее известным случаем такого загрязнения стала Минаматская катастрофа в Японии — продолжительное массовое отравление жителей префектуры Кумамото метилртутью, накапливавшейся в рыбе.
В реках метилртуть может накапливаться в организмах личинок насекомых и сохраняться в них до превращения во взрослых особей, которые служат пищей многим животным на земле — птицам, земноводным и летучим мышам. Поэтому водные насекомые часто выступают переносчиками поллютантов из водных в наземные экосистемы. Важным промежуточным звеном в этом переносе выступают береговые пауки: пизауриды (пауки-рыболовы, которые активно охотятся на добычу и чаще делают это на берегу), тетрагнатиды и аранеиды (представители этих групп — кругопряды или ткачи с длинными массивными хелицерами, они плетут круглые сети для летающих жертв — как водных насекомых, так и наземных), однако их мониторингу уделяется не так много внимания.
Ученые под руководством Сары Янссен (Sarah Janssen) из Центра водных исследований на Верхнем Среднем Западе исследовали миграцию промышленной ртути из водных экосистем рек Сент-Луис и Бад-Ривер, впадающих в озеро Верхнее в штате Висконсин. Они измеряли содержание ртути в личинках разнокрылых стрекоз (Anisoptera), желтых окунях (Perca flavescens), береговых пауках (Tetragnatha spp.) и донных отложениях в 14 зонах этих рек. Пауков собирали как в надводной, так и в наземной растительности.
Авторы исследования установили, что диапазоны содержания δ202Hg в тканях личинок стрекоз и пауков совпадали и составляли от −1,11 до −0,07 промилле с коэффициентом корреляции r2 = 0,9. Аналогичная ситуация наблюдалась и для водных хищников (желтых окуней) с r2=88, что позволило авторам предположить, что источники поступления ртути в организмы пауков — именно водные. Концентрации ртути в тканях трех групп пауков различались и составили до 399 нанограмм на грамм у тетрагнатид, до 239 нанограмм на грамм у пизаурид и до 246 нанограмм на грамм у аранеид. Авторы отметили, что в пауки обладают большим потенциалом для экологического мониторинга миграции поллютантов по пищевым цепям, но при проведении таких исследований в будущем важно учитывать их таксономические различия.
Помимо пауков у ртути есть немало путей для попадания в наземные экосистемы. Ее переносчиком, например, может стать туман: в прибрежных районах Калифорнии он наползает на побережье, ртуть из него оседает на лишайниках, которые затем поглощают олени, а их, в свою очередь, атакуют пумы. Поэтому местные прибрежные пумы втрое «ртутнее» материковых.
Они откладывают яйца в компостные кучи и греются на чердаках
Герпетологи отследили перемещения живущих в Великобритании эскулаповых полозов — потомков особей, которые сбежали из неволи. Оказалось, что эти неядовитые змеи проводят значительную часть времени по соседству с людьми. В частности, самки откладывают яйца в компостные и навозные кучи, а самцы отдыхают в стенах зданий и на чердаках. По мнению авторов, Северный Уэльс, где проводилось исследования, может располагаться у северной границы распространения эскулаповых полозов при нынешних климатических условиях и они выживают здесь лишь благодаря людям. Препринт работы выложен на bioRxiv.org.