Дети в состоянии стресса — легкая добыча для этих рептилий
Зоологи обнаружили, что крокодилов привлекают крики человеческих младенцев и детенышей бонобо, которые находятся в состоянии сильного стресса. Рептилии определяют их по наличию нелинейных акустических явлений и высокой энергии на высоких частотах спектра. Вероятно, способность крокодилов узнавать, что детеныш примата находится в сильном стрессе, например, из-за того что ранен или брошен родителями, помогает этим рептилиям найти легкую добычу. Результаты исследования, опубликованного в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B, свидетельствуют, что даже представители очень далеких друг от друга видов способны оценивать эмоциональное состояние друг друга по звуковым сигналам.
Многие животные способны оценить эмоциональное состояние представителей других видов по звукам, которые они издают. Например, люди могут довольно точно определить, что чувствует мурлыкающая кошка, лающая собака и даже кричащий шимпанзе. А олени и другие травоядные реагируют на крики тревоги обезьян и птиц. Впрочем, пока ученым недостаточно известно о том, как именно животные распознают гетероспецифические звуковые сигналы, отчасти потому, что данную тему исследовали на ограниченном спектре видов.
Как правило, зоологи изучают взаимное восприятие звуковых сигналов у филогенетически близких видов, например, реакцию птиц одного вида на крики тревоги другого вида пернатых. Однако команда специалистов под руководством Жюли Тевене (Julie Thévenet) из Сент-Этьенского университета предположила, что понимать друг друга способны даже представители видов, которые не связаны близким родством. Проверить эту идею исследователи решили на крокодилах, которые обладают хорошо развитым слухом и часто находят добычу по звукам.
Логично предположить, что крокодилам пригодилось бы умение определять эмоции млекопитающих и других животных по их крикам. Так они смогли бы понять, что потенциальная жертва находится в состоянии стресса, например, из-за того, что ранена или покинута сородичами, а значит, представляет собой легкую добычу. Чтобы выяснить, обладают ли крокодилы такой способностью в действительности, Тевене и ее коллеги отправились в зоопарк в марокканском городе Агадир, где живет около 300 нильских крокодилов (Crocodylus niloticus).
Исследователи выбрали четыре группы этих рептилий, в которых было от семи до двадцати пяти особей. В ходе экспериментов крокодилам из каждой группы проигрывали звуковые стимулы продолжительностью тридцать секунд. В выборку включили крики человеческих младенцев, а также детенышей шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (P. paniscus). Они были записаны в спокойной обстановке (когда младенцев купали в ванне родители и когда детеныши шимпанзе и бонобо обращались к находящимся неподалеку матерям) или в состоянии стресса (в случае человеческих детей — в кабинете педиатра перед прививкой, а в случае юных шимпанзе и бонобо — во время конфликта с сородичем).
Проанализировав реакцию крокодилов на звуки, Тевене с соавторами обнаружили, что некоторые крики младенцев, находящихся в состоянии стресса, и некоторые крики детенышей бонобо заинтересовали крокодилов сильнее, чем крики младенцев в спокойной обстановке и крики шимпанзе. При воспроизведении таких звуков рептилии чаще поднимали голову в сторону проигрывателя, подплывали к нему и даже пытались укусить. Исследователи установили, что сигналы, которые сильнее всего привлекли крокодилов, отличаются от остальных наличием нелинейных акустических явлений (динамическим хаосом и низкой гармоничностью) и более высокой энергией на высоких частотах спектра. Обе эти характеристики являются признаками звуков, которые младенцы и детеныши бонобо издают, когда сильно возбуждены. Интересно, что люди, которых в предыдущих исследованиях просили по звуковым сигналам определить эмоциональное состояние младенцев и детенышей нечеловеческих приматов, определяли стресс в первую очередь по высоте звука.
Результаты исследования подтверждают, что крокодилы способны определять эмоциональное состояние детенышей приматов (то есть представителей группы, с которой связаны очень отдаленным родством) по их крикам. Вероятно, эта черта уже миллионы лет помогает этим рептилиям охотиться на детенышей человекообразных обезьян. При этом крокодилы ориентируются не на высоту звуковых сигналов, как люди, а на другие характеристики. Это объясняется тем, что высота крика может сбить крокодила с толку, поскольку одна и та же высота у одного вида приматов соответствует стрессу, а у другого — спокойному состоянию. Люди тоже попадают в эту ловушку, когда по крикам переоценивают уровень возбуждения у бонобо — просто потому, что крики этих обезьян всегда высокие. Кроме того, крокодилы в целом плохо воспринимают высокие частоты.
Ранее зоологи из Сент-Этьенского университета продемонстрировали, что обыкновенные бегемоты (Hippopotamus amphibius) способны по голосу отличить члена собственной или соседней группы от незнакомца. К такому выводу пришли зоологи, проведя ряд полевых экспериментов в Мозамбике. Оказалось, что на звуковые сигналы чужака бегемоты реагируют куда сильнее, чем на звуки хорошо знакомой особи.
Для саванных слонов падение составило 64-72 процента, а для лесных — 90-96 процентов
Плотность популяций африканских слонов с 1963 по 2016 год сократилась в среднем на 75-80 процентов. К такому выводу пришли зоологи, изучив оценки численности этих травоядных, проведенные на 475 участках в 37 странах. При этом плотность популяций саванных слонов снизилась на 64-72 процента, а лесных — на 90-96 процентов. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, полученные результаты подчеркивают критическое положение обоих видов африканских слонов. Впрочем, исследование также показало, что при должной охране их популяции могут увеличиваться. В первую очередь это касается популяций саванных слонов на юге континента.