Чайный гриб снизил уровень глюкозы у людей с диабетом второго типа

Однако эффективность такого снижения неясна

Чайный гриб (комбуча) снизил средний уровень глюкозы в крови натощак у больных диабетом второго типа, которые пили его каждый день в течение четырех недель. Через месяц глюкозы в крови было на 2,67 миллимоль на литр (р = 0,035) меньше. Однако не было значимой разницы между уровнями глюкозы в группах лечения и плацебо. Как сообщается в журнале Frontiers in Nutrition, микробиота чайного гриба в основном состояла из молочнокислых и уксуснокислых бактерий и дрожжей.

За последние 30 лет заболеваемость диабетом выросла более чем на 400 процентов, в основном за счет диабета второго типа. Поэтому вопрос о методах снижения уровня глюкозы в крови становится крайне актуальным. В частности это касается и диетологических подходов. Например, сообщалось, что диеты, богатые ферментированными продуктами, снижают риска развития диабета.

Чайный гриб (комбуча) получают путем ферментации подслащенного чая симбиотическим консорциумом бактерий и дрожжей (SCOBY). За последнее десятилетие он стал особенно популярен: в 2019 году объем мирового рынка составил почти 1,7 миллиарда долларов, а прогнозируемый ежегодный рост составил 20 процентов. Антигипергликемические эффекты чайного гриба обнаруживали у страдающих диабетом крыс с гистологическими доказательствами регенерации бета-клеток поджелудочной железы.

Роберт Хаткинс (Robert Hutkins) из Университета Небраски в Линкольне с коллегами изучили влияние употребления 240 миллилитров чайного гриба за ужином ежедневно в течение четырех недель на уровень глюкозы в крови. В общей сложности в исследование включили двенадцать добровольцев с сахарным диабетом второго типа (из них девять — женщины), из которых только семь завершили все исследование. Средний возраст двенадцати участников составил 57 лет, причем половине всех участников было за 50. Девять участников получали инсулинотерапию.

Чайный гриб значительно снизил средний уровень глюкозы в крови натощак на четвертой неделе по сравнению с исходным уровнем (9,11 миллимоль на литр против 6,44, р = 0,035), в группе плацебо таких эффектов не отмечалось. Однако, несмотря на значительную разницу в группе чайного гриба, разница между уровнями глюкозы в крови натощак через четыре недели между группами лечения и плацебо не была статистически значимой (р = 0,265).

Микробиологический анализ чайного гриба показал, что в нем преобладали в основном молочнокислые (1,1 × 106 колониеобразующих единиц на миллилитр) и уксуснокислые бактерии (9,5 × 105 колониеобразующих единиц на миллилитр), а также дрожжи (7,5 × 105 колониеобразующих единиц на миллилитр). Количество плесневых грибов составляло примерно 2,0 × 102 в миллилитре.

С помощью секвенирования гена 16S рРНК ученые определили, что сообщество чайного гриба состояло в основном (> 80 процентов) из представителей типа Bacillota (ранее Firmicutes), причем преобладали нескольких родов семейства Lactobacillaceae. Другим крупным типом, численность которого составляла 12 процентов, был Pseudomonadota (ранее Proteobacteria), которая состояла из нескольких родов уксуснокислых бактерий, включая Komagataeibacter, Gluconobacter и Acetobacter. Из дрожжей и грибов преобладали в основном Dekkera и Sordariales. Виды включали Calycina discreta (ранее Pezizella discreta), Candida ethanolica, Brettanomyces anomalus и несколько других.

Таким образом, это пилотное исследование показывает, что регулярное употребление чайного гриба положительно влияет на уровень глюкозы в крови у больных с сахарным диабетом второго типа. Однако для подтверждения эффекта требуются более масштабные исследования.

Необходимы исследования эффектов чайного гриба и у детей с диабетом, ведь за последние 30 лет их число выросло на 40 процентов.

Жевание листьев коки повысило риск развития плоскоклеточного рака полости рта