Половина контента про пожилых в тиктоке показала их с негативной стороны

Молодым не понравились ценности бумеров и их отношение к молодежи

Анализ 673 видео, размещенных на платформе TikTok с хэштегами «Boomer» и «OkBoomer», показал, что каждое второе видео о пожилых людях содержит негативный контент. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS One, негативное отношение в них сфокусировано на ценностях и убеждениях пожилых людей и их отношении к молодежи.

Бумерами называют людей, рожденных после Второй мировой войны по начало 1960-х годов, когда произошел резкий рост («бум») числа рождений. Сегодня это поколение в общественном дискурсе часто обвиняют в целом ряде социальных и экономических проблем, а в 2019 году фраза «О’кей, бумер» стала вирусной в социальных сетях, отражая широко распространенные среди молодежи убеждения о том, что бумеры выступают препятствием на пути общественного прогресса. Чтобы преодолеть разрыв между поколениями, необходимо определить факторы, которые способствуют возникновению негативных стереотипов о пожилых людях.

Предыдущие исследования показывали возрастающий эйджизм (дискриминация по возрасту) в фейсбуке* и твиттере, однако наиболее молодое и социально активное поколение использует тикток, где исследования стереотипов о пожилых людях практически не проводили. Рубен Ын (Reuben Ng) и Николь Индран (Nicole Indran) из Национального университета Сингапура исследовали, как в этой соцсети воспринимаются бумеры. Они создали новый аккаунт, чтобы исключить влияние рекомендательного алгоритма на выдачу результатов, и искали видео с хэштегами «Boomer» и «OkBoomer». В исследование включали видео от молодых людей на английском языке и с соответсвующим хэштегам контентом.

Поскольку термин «поколение» часто используется как синоним возраста, молодые люди могут воспринимать «бумеров» как универсальный термин для пожилых людей вообще. Исходя из этого ученые предположили, что использование таких хэштегов приемлемо в их исследовании стереотипов о пожилом возрасте вообще.

Чтобы унифицировать оценки видео, ученые оценивали каждое из них по девяти критериям: «Физическое функционирование» (например, главный герой комментирует физические способности пожилого человека), «Внешний вид», «Болезнь/смерть», «Эмоциональная теплота» (считается ли пожилой человек эмоционально теплым или холодным), «Компетентность», «Разрыв в благосостоянии», «Ценности и убеждения пожилых людей», «Неприятные встречи с пожилыми людьми», «Пожилые люди противостоят молодежи». За исключением переменных «Теплый/холодный» и «Компетентный/некомпетентный», которые оценивались по пятибалльной шкале, все остальные переменные оценивались по двухбалльной шкале «наличие/отсутствие».

Всего в анализ вошло 673 видео, 49,3 процента из которых содержали негативные стереотипы о бумерах. Причем 79 процентов из них были связаны с «негативными встречами с пожилыми людьми», что более чем в четыре раза превышает количество видеороликов без негативных возрастных стереотипов. Около 58 процентов видеороликов содержали критику «Ценностей и убеждений пожилых людей», а около 40 процентов показывали «Пожилых людей, враждующих с молодыми».

Ученые приходят к выводу, что следует приложить больше усилий для повышения осведомленности об эйджизме как форме дискриминации и предрассудков. Снижение такой формы дискриминации могло бы помочь переосмыслить проблему старения и укрепить солидарность между поколениями. По мнению авторов, особенно на это могли бы повлиять средства массовой информации, которые способны поощрять чувство общности поколений.

Возможно снижению негативного восприятия возраста может способствовать социальная активность пожилых людей, в том числе в социальных сетях. У этого есть и другие преимущества: использование интернета у пожилых значительно снижает риск развития деменции.

*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в России