Палеолитическая фигурка лошади из пещеры Холе-Фельс оказалась медведем или львом

Возраст этого артефакта составляет около 35 тысяч лет

Археологи обнаружили в немецкой пещере Холе-Фельс фрагмент палеолитической фигурки из бивня мамонта. Он оказался частью ранее найденных кусочков древней статуэтки, которую ученые считали изображением дикой лошади. Но, судя по новой находке, первоначально 35-тысячелетний артефакт представлял собой фигурку медведя или пещерного льва, сообщает Тюбингенский университет.

В Швабском Альбе находится известный палеолитический памятник Холе-Фельс, в котором сохранились многочисленные следы пребывания древних людей. Еще в среднем палеолите в пещере побывали неандертальцы (Homo neanderthalensis). Так, в прошлом году археологи рассказали, что обнаружили здесь птичьи кости со следами оставленными каменными орудиями. По-видимому, около 65 тысяч лет назад местные неандертальцы охотились на пернатых, например на белых куропаток (Lagopus lagopus).

Люди современного анатомического типа (H. sapiens) впервые пришли в пещеру Холе-Фельс около 40 тысяч лет назад, когда по Европе распространилась так называемая ориньякская культура. От этих времен здесь сохранились несколько ценных артефактов, среди которых выделяются женская статуэтка (Венера) возрастом около 35–40 тысяч лет, фаллическая фигурка из бизоньего рога, статуэтка водоплавающей птицы из слоновой кости, а также костяная флейта.

Еще один известный артефакт ориньякской эпохи, изготовленный из бивня мамонта, в пещере Холе-Фельс нашли больше 20 лет назад — в 1999 году. Он представляет собой голову животного, которую первоначально ученые приняли за изображение дикой лошади. Однако теперь археологам, работающим под руководством Николаса Конарда (Nicholas Conard) из Тюбингенского университета, пришлось пересмотреть свои взгляды на это произведение древнего искусства.

В прошлом году во время раскопок исследователи обнаружили еще один фрагмент древней фигурки, длина которого составляет около четырех сантиметров. Оказалось, что он очень хорошо подходит к ранее обнаруженной «лошади», причем на артефактах присутствует одинаковый узор. Собрав статуэтку воедино из пяти частей, археологи пришли к выводу, что, скорее всего, она изображает совсем другое животное. Конард склоняется к тому, что это фигурка пещерного медведя. Однако он подчеркивает, что есть и альтернативная гипотеза, согласно которой артефакт представляет собой изображение пещерного льва. Возраст доисторического произведения искусства составляет около 35 тысяч лет.

Недавно на N + 1 рассказывали, что в Монголии обнаружили древнейшее украшение в форме фаллоса. Четырехсантиметровую подвеску, изготовленную из графита, нашли на палеолитической стоянке Толбор-21. Возраст этого артефакта составляет около 42 тысяч лет.

Немецкие неандертальцы поохотились на птиц около 65 тысяч лет назад