Астрономы отыскали необычный сверхдолгопериодический источник радиоизлучения

Он не похож на радиопульсар или на вспышки магнитара

Астрономы открыли необычный сверхдолгопериодический источник радиоизлучения, который активен уже несколько десятилетий. Он не похож на вспыхивающий магнитар или обычный радиопульсар — возможно, это замагниченный белый карлик. Статья опубликована в журнале Nature.

Наблюдаемые в небе источники когерентного периодического радиоизлучения обычно объясняются за счет вращающихся объектов с дипольными магнитными полями, таких как нейтронные звезды или магнитары. Сложности возникают при попытке интерпретации данных наблюдений за долгоживущими источниками радиоизлучения с очень длинными периодами, так как для классических радиопульсаров существует «долина смерти», где рождение электрон-позитронных пар в магнитосфере уже не происходит из-за малой скорости вращения или слабого магнитного поля и звезда не производит радиоимпульсов. Долгопериодические радиоисточники можно также объяснить замагниченными белыми карликами, однако периодическое когерентное радиоизлучение от них еще не было обнаружено напрямую.

Группа астрономов во главе с Наташей Херли-Уокер (Natasha Hurley-Walker) из Университета Кертина сообщила об открытии радиотранзиента с очень длинным периодом GPM J1839—10 в ходе анализа архивных данных наблюдений радиотелескопа MWA (Murchison Widefield Array). После открытия GPM J1839—10 исследовался наземными радиотелескопами ATCA, обсерваторией Паркса, ASKAP и MeerKAT, оптическим телескопом GTC и космическим телескопом XMM-Newton.

Мера дисперсии для GPM J1839—10 составила 273,5 парсек на кубический сантиметр, что дает расстояние до источника в 5,7 килопарсека. Радиоимпульсы обладают длительностью от 30 до 300 секунд и имеют квазипериодическую субструктуру, напоминающую микроструктуру одиночных импульсов пульсаров. Анализ архивных данных показал, что GPM J1839—10 был замечен наземными радиотелескопами еще в 1988 году.

Классические механизмы когерентного радиоизлучения, включающие обычные вращающиеся радиопульсары или вспышки на магнитарах, возникающие из-за перестройки магнитных полей, не показались ученым жизнеспособными для объяснения длительной активности GPM J1839—10. Возможны альтернативные идеи, такие как вращающийся и намагниченный изолированный белый карлик или намагниченный протобелый карлик, который может быть скрыт веществом своего прародителя в виде красного гиганта.

Обнаружение GPM J1839—10 и предыдущее открытие исследовательской группы кандидата в магнитар со сверхдлинным периодом вращения показывает, что сверхдолгопериодические радиоисточники не являются чрезвычайно редким явлением и в будущем могут быть найдены аналогичные объекты.

Ранее мы рассказывали о том, где был найден самый замагниченный радиопульсар.

Астрономы отыскали девять редких двойных цефеид