Необычный материал использовали сороки и черные вороны
Черные вороны и сороки из Нидерландов, Бельгии и Шотландии научились использовать противоптичьи шипы при строительстве гнезд. При этом они не просто находят полоски шипов на помойках, а намеренно отрывают их от зданий, куда их прикрепили люди. Как отмечается в статье для журнала Deinsea, ежегодника Музея естественной истории Роттердама, скорее всего, вороны используют шипы просто как основу для гнезда, а сороки включают их в свои постройки для защиты от хищников.
Птицы часто отдыхают и строят гнезда на человеческих постройках. При этом они могут сильно испачкать их пометом или даже повредить. Чтобы не допустить этого, люди устанавливают на здания, в первую очередь исторические, так называемые противоптичьи шипы — тонкие острые шипы из металла или пластика, закрепленные на единой полосе. Они используются уже более семидесяти лет и, как правило, действительно не позволяют пернатым садиться на крыши и выступы зданий.
Однако известны и исключения. Например, некоторые австралийские попугаи просто отламывают противоптичьи шипы своими мощными клювами. Другие птицы более изобретательны. Один сокол-сапсан (Falco peregrinus) из Амстердама научился накалывать на противоптичьи шипы остатки добычи, чтобы съесть ее позже. А сизый голубь (Columba livia) из пригорода Мельбурна раз за разом устраивал гнездо поверх таких шипов.
Команда орнитологов, которую возглавил Ауке-Флориан Химстра (Auke-Florian Hiemstra) из музея Натуралис в Лейдене, описала еще один пример взаимодействия птиц с противоптичьими шипами. Летом 2021 года исследователям стало известно о необычном гнезде сороки (Pica pica), которое располагалось на клене во дворе Университетского госпиталя Антверпена. Чашу гнезда, сделанную из веток и глины, окружали 148 полос металлических противоптичьих шипов, причем крыша гнезда была построена почти исключительно из них. По подсчетам авторов, всего в постройке находилось около 50 метров полос, а наружу из нее торчали 1500 отдельных шипов. Судя по всему, сороки оторвали полосы противоптичьи шипов с края крыши госпиталя. Установленные здесь шипы пропали, однако на их месте остались следы клея, с помощью которого они были закреплены. Осенью того же года, после окончания сезона размножения, Химстра и его соавторы забрали опустевшее гнездо в коллекцию музея Натуралис.
В конце лета того же года исследователи получили сведения о гнезде черных ворон (Corvus corone), частично построенном из противоптичьих шипов. Его обнаружили во время обрезки ивы в Роттердаме. Основание гнезда, которое, судя по всему, не было закончено и не использовалось для размножения, состояло из 24 полос противоптичьих шипов. Каждая из них достигала 33 сантиметров в длину и несла по семь пар шипов. Таким образом, всего в гнезде находилось восемь метров полос и 336 отдельных шипов. Их острия были направлены в сторону чаши гнезда, сделанной из веток, сухих листьев, шерсти и перьев. Удивительно, но авторы также обнаружили в гнезде другой материал, призванный отпугивать птиц, а именно пластиковую сетку, с помощью которых от пернатых защищают сады и балконы. На полосках и сетке остались следы клея, так что вороны, скорее всего, сорвали их со зданий. Второе гнездо также отправилось в коллекцию музея Натуралис.
В конце 2021 года гнездо сороки, при строительстве которого использовались противоптичьи шипы, было обнаружено в шотландском городе Глазго, а весной 2023 года — в нидерландском Энсхеде. А в ходе анализа литературы авторы обнаружили датированное 2009 годом упоминание гнезда черной вороны из Роттердама. В постройке находилось 16 полосок с противоптичьими шипами.
Химстра и его коллеги отмечают, что врановые птицы, к числу которых относятся черные вороны и сороки, часто включают в свои гнезда объекты антропогенного происхождения, в том числе обрывки сетей, провода и даже вешалки для одежды. Однако если вороны, вероятно, использовали противоптичьи шипы просто как прочную основу для гнезд (в пользу этого говорит тот факт, что в обоих вороньих гнездах острия шипов были направлены внутрь гнезда и не торчали наружу), то сороки могли включать их в постройки в качестве средства защиты от хищников.
Дело в том, что сороки по возможности стараются гнездиться глубоко среди колючих веток деревьев и кустарников, куда трудно добраться хищникам. Если же эти птицы строят гнездо высоко на деревьях, то ради защиты яиц и птенцов встраивают в его крышу колючие ветки. Сороки из Антверпена, Энсхеда и Глазго поступили похожим образом, только вместо естественных материалов воспользовались противоптичьими шипами. В пользу идеи о защитной функции шипов говорит тот факт, что крыша гнезда из Антверпена состояла почти исключительно из них, а в гнезде из Глазго все они были вставлены в крышу. При этом для защиты гнезд, вероятно, могут использоваться не только противоптичьи шипы, но и другие созданные людьми предметы. Например, 2001 году орнитологи нашли в нидерландском Арнеме два сорочьих гнезда, в крышах которых находились колючая проволока и вязальные спицы.
Результаты исследования в очередной раз подтверждают, что врановые обладают гибким поведением и легко меняют привычки ради выживания в городах. В частности, они способны заменять природные материалы для строительства гнезд объектами антропогенного происхождения.
Ранее орнитологи выяснили, что мексиканские чечевицы (Carpodacus mexicanus), обитающие в городах, добавляют в гнезда сигаретные окурки. Так они защищают птенцов и самих себя от клещей, обитающих на коже и перьях.
Ранее этих приматов не заставали за охотой на домашних животных
Зоологи из Бразилии описали случай охоты полудиких капуцинов из природного парка внутри города на домашнюю курицу. Приматы поймали и съели птицу, разделив ее на троих, а затем бросили тушу и ушли со своей группой. Хотя капуцины часто охотятся на диких животных, о нападениях на домашних ранее не сообщалось. Статья опубликована в журнале Primates.