Люди услышали тишину

На это указали иллюзии восприятия

Исследователи из США провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, как именно люди воспринимают тишину. У участников возникли те же иллюзии восприятия, что бывают со слуховыми или визуальными стимулами. Например, промежуток между двумя тонами казался дольше, если они звучали посреди тишины, возникающей внутри шума, а не посреди полной тишины. Это, по мнению авторов, означает, что люди именно слышат тишину, а не просто понимают сознательно. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Иногда на место звуков приходит тишина — мы воспринимаем ее и можем о ней говорить. Но неясно, осознаем ли мы тишину только когнитивно или буквально слышим отсутствие звука. Устройство слуховой системы подсказывает, что слышать мы способны только звук, но экспериментально восприятие тишины никто не исследовал.

Жуй Чжэ Го (Rui Zhe Goh) с коллегами из Университета Джонса Хопкинса решил разобраться в этом. Ученые провели семь экспериментов, основанных на иллюзиях восприятия, которые обычно возникают со звуками. Но на этот раз ключевым объектом иллюзий была тишина.

Все акустические стимулы слуховая система сегментирует и преобразует в представления дискретных событий. Это может вызывать иллюзии (временные искажения), в которых воспринимаемая продолжительность звуков отличается от реальной. Если тишину мы воспринимаем так же, как звуки, такие искажения должны происходить и с ней.

В первом эксперименте авторы исследовали иллюзию «одна тишина больше». Участники слушали уличный шум или шум рынка или ресторана, который в какой-то момент прерывался тишиной — это была либо одна длинная пауза, либо две коротких, между которыми снова ненадолго включался шум. Общая продолжительность двух коротких пауз соответствовала одной длинной. В подобных экспериментах, где вместо пауз были тона, людям казалось, что один непрерывный тон длиннее двух дискретных. Аналогично и здесь одна пауза казалась людям более продолжительной (p < 0,001). Интересно, что одну паузу участники посчитали более длинной примерно в 66 процентах случаев, и такой же процент ответов был в исходной иллюзии, когда более длинным людям казался один непрерывный тон.

Чтобы убедиться, что эта иллюзия выполняется, даже когда люди не могут сравнивать, ученые провели еще два эксперимента. В одном участники слышали только один вариант — либо одну длинную паузу, либо две коротких. Затем они должны были держать клавишу зажатой столько, сколько, по их мнению, длилась тишина. И здесь люди держали кнопку дольше, когда слышали одну паузу, чем когда слышали две (p < 0,001).

В третьем эксперименте ученые добавили второй вид шума — щебетание птиц — и включали его во время длинной паузы. Две коротких паузы оставались молчаливыми. Участники по-прежнему чаще считали одну паузу более длинной (p < 0,005). Это позволило исследователям убедиться, что иллюзия не вызвана тем, что люди просто отвлекаются что шума на более длинный промежуток в случае с одной паузой.

Следующие эксперименты были вдохновлены визуальной иллюзией, при которой расстояние между двумя точками, расположенными внутри объекта, кажется большим, чем такое же расстояние между двумя точками в пустом пространстве. В четвертом эксперименте авторы предположили, что два тона посреди молчаливой паузы, которая расположена внутри шума, будут казаться более удаленными друг от друга, чем те же два тона, звучащие в полной тишине. Так и оказалось (p < 0,001).

В пятом эксперименте полную тишину перед проигрыванием тонов ненадолго прерывал белый шум. Это происходило в тот самый момент, когда в условиях встроенной в шум тишины шум прекращался. Участникам по-прежнему казалось, что два тона посреди паузы, встроенной в шум, удалены друг от друга сильнее, чем два тона после белого шума, внезапно нарушившего тишину (p = 0,007). Так авторы заключили, что причина не в неожиданном прерывании шума или тишины.

В шестом эксперименте авторы добавили в условие полной тишины шум, который включался уже после того, как испытуемые слышали два тона. Это было сделано затем, чтобы участники в обоих случаях определяли удаленность двух тонов друг от друга, находясь в одинаковых условиях шума. И здесь результаты повторились (p < 0,002).

В последнем эксперименте ученые вдохновлялись слуховой иллюзией, когда один высокий тон, нарушающий регулярную последовательность низких, кажется более продолжительным. Здесь участники встретились с частичным молчанием: они слышали одновременно два шума, например, высокую ноту органа и низкий рокот двигателя, и один из звуков четыре раза замолкал. Затем — на пятый раз — этот звук прерывался снова, либо же замолкал другой звук. И если в конце замолкал не тот звук, что обычно, это молчание казалось участникам более продолжительным (p < 0,001).

Таким образом, тишина проявляла себя как звук в этих экспериментах. Ученые пришли к выводу, что испытуемые не просто измеряют продолжительность пауз, а конструируют подлинные объектоподобные представления тишины. И эти представления подвержены временным искажениям так же, как представления о звуках. То есть, вероятно, репрезентации слуховых событий могут возникать даже если положительного акустического стимула нет. Это одна из форм так называемого восприятия отсутствия.

Можно попробовать испытать на себе каждый из семи экспериментов исследования: ученые сохранили их в свободном доступе.

А ранее мы рассказывали о том, что частое использование слов типа «звук» и «шепот» оказалось предшественником психоза.

Смертность пациентов оказалась ниже у врачей женского пола