Мальчики издали больше протофонов в первый год жизни по сравнению с девочками

А на втором году девочки их обогнали

Мальчики производят больше звуков и слогов, чем девочки, пока им не исполнится год. Ученые из США с помощью алгоритма проанализировали более 450 тысяч часов записей вокализаций 6 тысяч младенцев от двух месяцев до двух лет и удостоверились в этом. А еще выяснили, что на втором году девочки догоняют и обгоняют мальчиков. Исследование опубликовано в iScience.

Прежде чем научиться говорить, младенцы издают разные визги, гласные звуки, а затем — канонические слоги вроде ба и ага. Дети до года производят несколько тысяч таких вокализаций в день — около пяти каждую минуту. Эти вокализации ученые называют протофонами, и считается, что они очень важны в том числе для формирования будущей речи.

В предыдущем исследовании ученые из Мемфисского университета показали, что мальчики в первый год жизни издают больше таких протофонов: 5–6 в минуту, тогда как девочки — 4–5. Тогда авторы предложили три возможных объяснения. Первое заключалось в том, что риск смерти в первый год жизни для мальчиков выше, чем для девочек, поэтому на них мог действовать отбор примерно так: более «разговорчивый» младенец сигнализирует тем самым о том, что он более здоров, — и это повышает шанс, что мать будет интенсивнее о нем заботиться. А еще мальчики активнее девочек физически, а значит, их большая разговорчивость может быть просто следствием этой общей активности. И третье объяснение — родители или опекуны сами больше говорят с мальчиками.

В новом исследовании та же группа ученых во главе с Кимбро Оллером (Kimbrough Oller) проанализировала больший объем данных с помощью программного обеспечения. Прошлое исследование опиралось на анализ примерно тысячи часов диктофонных записей вокализаций детей (их было около 100), а подсчитывал протофоны человек. Теперь часов записей было более 450 тысяч, и охватывали они почти 6 тысяч младенцев из разных частей США. Кроме того, программа автоматически подсчитывала не только количество протофонов, но и количество слов взрослого, обращенных к ребенку, и количество протофонов или слов ребенка, произнесенные, вероятно, в ответ на обращенные к нему слова.

Анализ показал, что примерно 25 процентов протофонов на записях чередовались с родительскими репликами. А согласно данным другого исследования, около 70 процентов протофонов дети не обращают к кому-либо из взрослых.

В целом дети становились все более и более разговорчивыми с 2 до 24 месяцев — число протофонов в минуту увеличилось примерно на 77 процентов, и активнее росло после года.

Результаты предыдущего исследования подтвердились: в первый год жизни мальчики за минуту в среднем произносили на 0,148 протофонов больше, чем девочки, и разница составила примерно 10 процентов. Однако на втором году девочки их обогнали и стали произносить на 0,20 протофонов в минуту больше — то есть на 7 процентов. Сильнее всего девочки ускорились к концу второго года жизни.

«Взаимные» реплики, то есть фразы детей и родителей, которые шли друг за другом, распределялись примерно также: между родителями и мальчиками таких было больше в первый год, а между родителями и девочками — во второй. Но нужно помнить, что это не обязательно отражает количество «разговоров» между родителями и детьми, так как родители могли просто говорить рядом с диктофоном, который был на ребенке — алгоритм не отличал обращенную речь от необращенной. В целом взрослые говорили возле девочек немного больше, чем возле мальчиков, как в первый, так и во второй год жизни младенцев. И примерно 2-3 процента родительских слов чередовалось с детскими протофонами.

В итоге исследователи поставили под сомнение гипотезу о том, что мальчики говорят больше, потому что активнее: их активность продолжает расти с возрастом, однако в разговорчивости девочки в какой-то момент догоняют и даже перегоняют их.

Большая часть протофонов младенцев не обращена к взрослым и возникает спонтанно, а значит, цель не только в коммуникации, отметили авторы. В связи с этим они склонились к объяснению, что уровень вокализации ранних гоминид вырос после того, как они отделились от предков, но задолго до возникновения речи. Эта вокализация позволяла им сигнализировать о том, что они здоровы и приспособлены. И для мальчиков это было важнее, поскольку их смертность выше, — поэтому в их случае работал более интенсивный положительный отбор на разговорчивость.

А чем больше родители говорят с ребенком, поправляют произношение и дополняют слоги до слов, тем богаче словарный запас детей.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Романтика реальности. Как Вселенная самоорганизуется, порождая жизнь, сознание и сложность Космоса»

Как измерить значимую биологическую информацию

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора