Астрономы уличили Дурной Глаз в поглощении карликовой галактики

Это привело к формированию двух разных частей диска галактики

Астрономы нашли объяснение необычной структуре диска галактики М64 «Дурной Глаз». Предполагается, что она в прошлом поглотила карликовую галактику, богатую газом, что привело к образованию двух разнонаправленных по скорости вращения компонент диска галактики. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Галактика M64 («Дурной Глаз», она же «Черный Глаз», она же «Спящая Красавица») находится на расстоянии 17 миллионов световых лет от Солнца в созвездии Волосы Вероники и выделяется среди других спиральных галактик необычными свойствами диска, в котором есть компоненты, вращающиеся в противоположных направлениях. Внутренний диск сильно запылен, а внешний богат газом, что создает наблюдаемую разницу в яркости. Считается, что такая необычная структура диска могла возникнуть из-за недавнего события слияния или взаимодействия с другой галактикой или аккреции газа из окологалактической среды.

Группа астрономов во главе с Адамом Смерчиной (Adam Smercina) из Вашингтонского университета опубликовала результаты наблюдений за звездным гало M64 при помощи камеры HSC (Hyper Suprime-Cam), установленной на наземном телескопе «Субару». Ученые также анализировали архивные данные наблюдений космического телескопа «Хаббл».

Исследователи обнаружили ранее незамеченные приливные структуры, одна из которых представляет оболочку из звезд, которая находится примерно в 146 тысячах световых лет к юго-востоку от M64, а другая — более рассеянный шлейф, простирающийся на северо-запад от М64 на более чем 326 тысяч световых лет. Звездная масса северной и южной приливных структур оценивается в 142 и 180 миллионов масс Солнца соответственно.

Эти находки говорят в пользу идеи недавнего слияния галактик, которое сейчас находится на завершающей стадии. Предполагается, что оно длится уже несколько миллиардов лет, а поглощенной галактикой была карликовая галактика, богатая газом, со звездной массой около 500 миллионов масс Солнца, которая могла быть похожа на Малое Магелланово Облако — галактику-спутник Млечного Пути.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп Gaia помог определить момент пожирания Млечным Путем галактики-«сосиски».

Подозреваемые в поглощении планет земного типа нашлись в каждой двенадцатой паре звезд-близнецов