Исследование длилось два дня
Прием снотворного может снижать уровень ключевых белков болезни Альцгеймера в спинномозговой жидкости здоровых людей. Исследователи из США два дня подряд давали людям перед сном либо суворексант, либо плацебо, — и измеряли уровень бета-амилоида и тау-белка в ликворе. Высокая доза снотворного обратимо снижала концентрацию белков на 10–20 процентов. Работа опубликована в Annals of Neurology.
Болезнь Альцгеймера связывают с патологическим накоплением в мозге агрегатов бета-амилоида и гиперфосфорилированного тау-белка. Именно эти агрегаты обычно стараются разрушить ученые, чтобы затормозить или обратить вспять когнитивные нарушения при деменции. Вообще, свободные бета-амилоиды сами по себе не опасны и даже нужны — они помогают работе нейронов. Но иногда они формируют большие скопления и поражают нервные клетки. Тау-белок входит в состав микротрубочек и стабилизирует их, а опасным становится после фосфорилирования — когда к нему в разных местах присоединяются фосфатные группы. Причем их должно присоединиться слишком много — и такие гипер-фосфорилированного белки тоже начинают слипаться друг с другом, образуя клубки.
С более высокими уровнями тех самых белков в мозге связывают плохой сон и высокий уровень нейропептида орексина, который отвечает за пробуждение. Ученые пробовали ингибировать этот нейропептид в мозге мышей — и уровень бета-амилоида снижался. Но как блокировка орексина влияет на таупатию — неизвестно.
Снотворное суворексант блокирует рецепторы орексина, и, когда эти рецепторы перестают работать, человек засыпает. Этот препарат одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) и используется для лечения бессонницы.
Исследователи из Школы медицины Вашингтонского университета в Сент-Луисе под руководством Брендана Люси (Brendan Lucey) предположили, что суворексант может снизить уровни патогенных белков в мозге людей. Они пригласили 38 человек без когнитивных нарушений от 45 до 65 лет для участия в исследовании. Людей разделили на три группы: одна группа из 13 человек получала 10 миллиграмм суворексанта перед сном, другая группа из 12 человек — 20 миллиграмм, а третья группа из 13 человек — плацебо — и так два дня подряд. Участники принимали лекарство в 21:00 и ложились спать. Каждые два часа, в течение 36 часов, начиная с 20:00 первого дня, ученые брали у людей образцы спинномозговой жидкости, в которой измеряли уровни гиперфосфорилированного тау-белка и бета-амилоида с помощью иммунопреципитации, жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии.
В течение нескольких часов у тех, кто принял 20 миллиграмм суворексанта, уровни бета-амилоида снизились на 10–20 процентов, а отношение фосфорилированного тау-треонина-181 (один из сайтов фосфорилирования) к нефосфорилированному тау-треонину-181 — на 10–15 процентов по сравнению с теми, кто получил плацебо. Такой способ измерения позволил ученым оценить скорость фосфорилирования тау-белка, которая имеет большее значение, чем его общая концентрация. Тау-белка, фосфорилированного по другим сайтам, ощутимо меньше не стало. Через 24 часа после первого приема уровни гиперфосфорилированного тау и бета-амилоида в группе высокой дозы вновь повысились, но вторая доза суворексанта опять снизила уровни двух белков. Значимой разницы между группой плацебо и группой с низкой дозой суворексанта не было. Авторы отметили, что сон участников под действием снотворного не стал лучше: ни общее время, ни время быстрой или медленной фазы существенно не увеличилось.
Пока неизвестно, сможет ли ежедневный прием снотворного надолго снизить концентрацию белковых агрегатов в мозге, затормозить когнитивный спад, и какие дозы будут эффективны.
Ранее мы рассказывали о том, как ученые заподозрили препарат от диабета в уменьшении количества бета-амилоидных агрегатов.