Эффективный объем байкальского нейтринного детектора дорос до половины кубокилометра

Это результат работы зимней экспедиции 2023 года коллаборации Baikal-GVD

9 апреля 2023 года завершилась очередная экспедиция по сооружению и модернизации глубоководного нейтринного телескопа на Байкале. Об этом сообщает пресс-релиз Института ядерных исследований РАН, присланный в редакцию. Ученые из коллаборации Baikal-GVD установили два новых кластера телескопа, а также отремонтировали и модернизировали уже работавшие элементы. В результате эффективный объем детектора вырос с 0,4 до 0,5 кубического километра. К 2027 году специалисты рассчитывают довести эту величину до единицы.

Принцип работы телескопа основан на том, как происходит процесс взаимодействия нейтрино с толщей воды. В результате их поглощения ядрами вещества высвобождаются релятивистские заряженные частицы. Двигаясь со скоростью, превышающей скорость света в воде, они испускают черенковское излучение, которое фиксируют фотоэлементы кластеров. Подробнее о работе подводных нейтринных телескопов, в том числе и Baikal-GVD, читайте в материале «Кто стрелял». А совсем недавно мы сообщали о публикации первых результатов поиска астрофизических нейтрино, сделанных этим прибором.

Байкальский нейтринный телескоп увидел свои первые космические нейтрино