На Хонсю обнаружили древнейших в Японии кур

Кости датируются IV-III веками до нашей эры

Японские археологи обнаружили на доисторическом поселении, располагавшемся на острове Хонсю, останки древних птиц. Масс-спектрометрическая пептидная дактилоскопия показала, что они принадлежали курам. Прямое радиоуглеродное датирование свидетельствует о том, что эти домашние птицы попали в Японию уже в IV–III веках до нашей эры. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Earth Science.

В настоящее время домашние куры (Gallus gallus domesticus) — самые многочисленные сельскохозяйственные животные, популяция которых насчитывает несколько десятков миллиардов особей. Хотя сегодня их разводят на всех континентах, исключая Антарктиду, до сих пор остается непонятно, когда человек одомашнил этих птиц.

Современные домашние куры произошли от диких банкивских джунглевых кур (G. gallus), обитающих во влажных лесах на юге и юго-востоке Азии. Генетические линии домашних и диких кур разошлись между 12,8 и 6,2 тысячи лет назад. Однако сегодня нет столь древних археологических находок, которые однозначно принадлежали доместицированным особям. Так, в недавних работах ученые показали, что с уверенностью можно говорить об одомашнивании этих животных лишь со времени между 1650 и 1250 годами до нашей эры, о чем свидетельствуют находки из северо-восточного Таиланда.

Профессор Масаки Эда (Masaki Eda) из Университета Хоккайдо совместно с японскими коллегами исследовал птичьи кости, найденные во время раскопок поселения Карако-Каги. Оно располагается в префектуре Нара и датируется периодом примерно с V века до нашей эры до II века нашей эры. Ученых заинтересовали десять костей представителей семейства фазановых (Phasianidae), часть из которых могла принадлежать домашним курам, а другая — диким фазанам, например, зеленым (Phasianus versicolor) или медным пестрым (Syrmaticus soemmerringii) фазанам.

Для масс-спектрометрической пептидной дактилоскопии (ZooMS) и радиоуглеродного анализа исследователи отобрали фрагменты бедренной и тазовой костей, принадлежавших незрелым особям (или одной особи). Оказалось, что останки принадлежали молодым курам, которые жили 2231 ± 22 радиоуглеродных лет назад. По калибровочной кривой IntCal20 эта датировка соответствует 381–204 годам до нашей эры (при доверительном интервале 95,4 процента), то есть относится к периоду Яёй и согласуется с археологическими данными.

По данным авторов статьи, это первый случай прямого радиоуглеродного датирования останков столь древних кур из Японии. Более того, полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что эти домашние птицы оказались на островах уже в IV–III веках до нашей эры. Ранее предполагалось, что это произошло между 100 годом до нашей эры и 100 годом нашей эры.

При этом еще совсем недавно предполагалось, что древние европейцы разводили домашних кур как минимум на несколько тысяч лет раньше — в эпохи неолита и бронзы. Однако прямое радиоуглеродное датирование останков показало, что это не так. Самые ранние на сегодня останки кур в Европе происходят из двух греческих колоний в Италии и датируются примерно 776–540 годами до нашей эры.

Домашние куры загрязнили генофонд диких