Астрономы отыскали ультратяжелого коричневого карлика у красного карлика

Он находится на границе между звездами и коричневыми карликами

Астрономы отыскали ультратяжелого коричневого карлика на тесной орбите вокруг красного карлика. Масса TOI-5375b попадает в зону перехода между массивными коричневыми карликами и самыми легкими звездами. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Одной из интересных проблем в планетологии является определение частоты появления планет разных масс и субзвездных объектов у маломассивных звезд, что важно для понимания разнообразия процессов их образования. В частности, М-карлики интересны для поиска небольших каменистых планет, которые могут быть потенциально обитаемыми. При этом считается, что планет-гигантов у маломассивных звезд должно быть мало (или не должно быть вообще в случае очень легких звезд), однако такие экзогиганты все же обнаруживаются. Интересны также механизмы формирования у маломассивных звезд коричневых карликов разных масс, которые тоже различаются.

Группа астрономов во главе с Хесусом Мальдонадо (Jesus Maldonado) из обсерватории Палермо в Италии сообщила об открытии ультратяжелого коричневого карлика у красного карлика TOI-5375. Вначале его обнаружил космический телескоп TESS при помощи транзитного метода, затем открытие подтвердили данные наземных телескопов при помощи метода радиальных скоростей и транзитного метода.

TOI-5375 относится к спектральному типу M0,5 и расположена на расстоянии 397 световых лет от Солнца. Звезда обладает массой 0,64 массы Солнца, радиусом 0,62 радиуса Солнца и эффективной температурой 3885 кельвинов. Вокруг нее обращается коричневый карлик TOI-5375b с массой 77 масс Юпитера и радиусом 0,99 радиуса Юпитера, что помещает его в область перехода между коричневыми карликами, в недрах которых могут идти процессы ядерного горения дейтерия и гелия, и звездами, способными обеспечить реакции слияния с участием водорода.

Год на TOI-5375b длится 1,96 земных дня, а период вращения звезды близок к синхронизации с орбитальным периодом карлика. Равновесная температура коричневого карлика оценивается в 931-1107 кельвинов. Ожидается, что он станет будущей целью для анализа атмосферы при помощи европейского космического телескопа ARIEL.

Ранее мы рассказывали о том, как в «пустыне коричневых карликов» нашелся массивный коричневый карлик.

«Джеймс Уэбб» напрямую рассмотрел систему из трех протопланет у близкой молодой звезды