На это однозначно указывают находки тсуги и сосны Банкса
Исландская исследовательница Лизабет Гвюдмюндсдоуттир изучила больше 8,5 тысячи образцов древесины, найденных на средневековых скандинавских усадьбах, располагавшихся в Гренландии. Она обнаружила, что по крайней мере часть древесины поступала на этот северный остров в виде импорта. Причем анализ находок показал, что среди них присутствуют таксоны деревьев, которые в первой половине II тысячелетия нашей эры не росли ни в Гренландии, ни в Европе. К ним относятся деревья из рода тсуга и сосна Банкса, которые, видимо, доставлялись из прибрежных северо-восточных районов Северной Америки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.
Традиционно период с конца VIII по середину XI века в европейской истории называют эпохой викингов. Это время, когда скандинавы проводили военную и торговую экспансию, служили в качестве наемников и осваивали отдаленные северные земли, включая Исландию, Гренландию, Фарерские острова, а также добирались до Канады (подробнее об их расселении можно прочитать в материале «А мы уйдем на север»).
О существовании Гренландии викинги, похоже, узнали в начале X века. Однако свое первое поселение на этом острове скандинавы основали около 985 года после того, как Эрика Рыжего изгнали из Исландии за убийства. После окончания срока наказания он вернулся и начал убеждать скандинавов переселяться на новые земли. В итоге переселенцы основали ряд поселений вдоль гренландских фьордов, которые были окончательно оставлены в XV веке.
В ряде скандинавских письменных источников, включая норвежское «Королевское зерцало», сообщается, что выходцы из Скандинавии, поселившиеся в Гренландии, зависели от импорта некоторых категорий товаров, включая железо и древесину. Лизабет Гвюдмюндсдоуттир (Lisabet Guðmundsdóttir) из Исландского университета решила выяснить, откуда поступала древесина на этот северный остров. Она отметила, что средневековые источники указывают на импорт леса из Норвегии и прибрежных северо-восточных районов Северной Америки.
Для исследования Гвюдмюндсдоуттир отобрала образцы древесины, найденные во время раскопок пяти средневековых усадеб, обнаруженных в Гренландии и относящихся примерно к 1000–1400 годам. Дело в том, что этот остров беден на древесные растения, особенно на те, которые можно использовать в строительстве. По этой причине гренландские скандинавы во многом полагались на импорт и выкидной лес (плавник).
Изучив 8552 образца, ученая пришла к выводу, что 26 из них (0,27 процента) однозначно представляют собой импортную древесину: дуб (Quercus), бук (Fagus), тсуга (Tsuga) и сосна Банкса (Pinus banksiana). Последние два вида в начале II тысячелетия нашей эры в Северной Европе не встречались и, следовательно, были привезены в Гренландию из-за Девисова пролива. Более того, значительная часть находок могут представлять собой или импорт, или выкидной лес. К ним относятся лиственница (Laryx), на долю которой приходится 25 процентов образцов, ель (Picea) – 19 процентов, сосна обыкновенная (Pinus sylvestris) – 13 процентов и пихта (Abies) – 2 процента. На долю местных видов деревьев пришлось около 36 процентов образцов.
Гвюдмюндсдоуттир отметила, что дуб, бук и сосну обыкновенную, по всей видимости, привозили в Гренландию из Европы. Причем, по ее мнению, эта древесина могла поступать уже в виде готовых артефактов или в виде строительного материала. Однако, судя по распределению находок, импортная древесина, видимо, была предметом роскоши. А основная часть потребностей в этом материале у жителей острова покрывалась за счет выкидного и местного леса.
Ранее на N + 1 рассказывали о товарах, которые средневековые жители Гренландии поставляли на экспорт. Так, в Киеве нашли фрагменты черепов моржей, добытых в арктических районах Канады или на западе Гренландии в конце XII века. При этом ранее считалось, что моржовый бивень для восточноевропейских рынков добывали на территории современной российской Арктики.