Птицы помогли окуням заселить изолированные водоемы

Пернатые разносят рыбью икру на перьях, лапах и с пометом

Речные окуни колонизируют изолированные водоемы с помощью уток и других околоводных птиц. К такому выводу пришли французские и американские зоологи, проанализировав распространение этих рыб в тридцати семи затопленных гравийных карьерах. Хотя ученым не удалось непосредственно понаблюдать за тем, как птицы переносят рыбью икру на теле или с пометом, другие объяснения того, как окуни попали в озера, отрезанные от других водоемов, менее правдоподобны. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Biology Letters.

Во многих изолированных озерах и прудах, которые никогда не были связаны с другими водоемами, можно встретить пресноводных рыб. Как они попадают сюда, пока остается не до конца ясным. Согласно наиболее популярному объяснению, рыбам помогают расселяться околоводные птицы, например, утки и лебеди, которые переносят их икру в новые места на перьях или лапах.

Специалисты также предполагают, что когда птицы поедают рыбью икру, отдельные икринки выживают в их пищеварительном тракте, выходят наружу с пометом в новом водоеме и вылупляются здесь. Эксперименты подтвердили, что икра некоторых видов из отрядов карпообразных (Cypriniformes) и карпозубообразных (Cyprinodontiformes) сохраняет жизнеспособность после путешествия по птичьему желудку и кишечнику. Однако до сих пор никому не удавалось доказать, что в природе рыбы действительно расселяются с помощью птиц.

Разобраться в данном вопросе решила команда зоологов, которую возглавил Флавьен Гарсиа (Flavien Garcia) из Тулузского университета. Исследователи сосредоточили внимание на тридцати семи искусственных озерах в пойме реки Гаррона. Все они представляют собой наполненные водой гравийные карьеры возрастом 9-56 лет. Озера полностью изолированы от других водоемов и никогда не затапливались во время наводнений. Двенадцать из них закрыты для посещения, поскольку на них до сих пор ведется добыча гравия, а еще двадцать пять открыты для всех желающих.

В 2012-2019 годах Гарсиа с коллегами изучили видовой состав рыб в выбранных озерах. В общей сложности они поймали здесь 13814 особей, принадлежащих к 29 видам. Чаще всего исследователям попадались речные окуни (Perca fluviatilis), которые встречались в 78 процентах озер. В ходе работ удалось поймать 4360 представителей этого вида. При этом они одинаково часто встречались в закрытых и открытых для посетителей озерах.

Поскольку исследованные озера никогда не имели контакта с другими водоемами, окуни не могли попасть в них самостоятельно. Авторы допускали, что их выпустили сюда люди. Однако в ходе опроса управляющие озерами отметили, что не зарыбляли водоемы. А среди опрошенных рыбаков-любителей только один сообщил том, что выпустил в озеро речных окуней (дело в том, что этот вид непопулярен у французских рыболовов). В то же время рыбаки охотно зарыбляли водоемы большеротыми окунями (Micropterus salmoides) и сазанами (Cyprinus carpio).

Генетический анализ подтвердил результаты опроса. Если бы рыбаки регулярно выпускали окуней в озера, то в открытых для посетителей водоемах генетическое разнообразие этих рыб было бы выше, чем в закрытых. В действительности же авторам не удалось выявить генетических различий между окунями из открытых и закрытых озер. Кроме того, с помощью генетического анализа Гарсиа и его соавторы выявили среди пойманных особей мигрантов первого поколения. Из 531 особи, подвергшейся анализу, таких оказалось восемь.

Отбросив гипотезы, согласно которым окуни колонизировали озера самостоятельно или с помощью людей, Гарсиа и его коллеги признали наиболее правдоподобным расселение этих рыб с помощью птиц. Речные окуни на исследованной территории нерестятся в конце января - начале февраля. В этом же время года на местных озерах держится много зимующих птиц, в первую очередь крякв (Anas platyrhynchos) и лысух (Fulica atra). Кладка окуней представляет собой длинную студенистую ленту длиной до 1,5 метра и включает до двухсот тысяч икринок. Эта структура легко может прилипнуть к лапе или оперению птицы, после чего та перенесет ее в другой водоем. Не исключено, что часть икринок пернатые переносят с пометом.

Авторы приводят несколько дополнительных аргументов в пользу версии о том, что окуни расселяются с помощью птиц. Во-первых, окуни из расположенных неподалеку озер оказались генетически ближе друг к другу, чем к сородичам из отдаленных водоемов. Во-вторых, четыре из восьми мигрантов первого поколения были обнаружены в озерах, которые лежали менее чем в двух километрах от их родного озера, а еще четыре — в 9,4-54,6 километра от него. Это соответствует расстояниям, которые преодолевают кряквы в поисках пищи: большинство из них перебираются всего на несколько километров, однако в некоторых случаях могут улетать на расстояние до 56,9 километра от изначальной точки.

Ранее зоологи выяснили, что отражающееся от облаков городское освещение может снижать выделение мелатонина у речных окуней. Даже очень слабое освещение в ночной период существенно изменило ритмику мелатонина у рыб в эксперименте.

Американец заразился птичьим гриппом от коров