Расслабление сердца замедлило субъективное время

Но эмоциональные переживания вновь ускорили его

Ученые выяснили, что люди воспринимают зрительные и слуховые стимулы субъективно как более долгие во время сердечной диастолы по сравнению с систолой. Кроме того, субъективное время, наоборот, убыстрялось во время диастолы, если человек чувствовал себя эмоционально возбужденным. При этом на восприятие времени никак не влияла частота сердечных сокращений. Результаты экспериментов опубликованы в журнале Current Biology.

Считается, что в восприятии времени у человека важную роль играют когнитивные ресурсы, поскольку нет специальных рецепторов или центров в головном мозге, которые бы умели следить за временем. При этом ученые периодически находят факторы, которые влияют на это восприятие. Например, у человека с лихорадкой время течет быстрее, а с общим переохлаждением – замедляется. Кроме того, прием различных препаратов (в том числе наркотических) может как ускорить, так и замедлить субъективное течение времени. Также известно, что эмоциональное возбуждение по-разному влияет на восприятие времени.

Ученые предполагают, что процесс восприятия времени кодируется в кольцевых нейронных цепях с замкнутой циркуляцией возбуждения или изменением количественных характеристик импульсов. При этом все эти процессы происходят на фоне непрерывно поступающих сигналов от внутренних органов: так, на обработку информации в головном мозге в том числе влияет сердечный цикл.

Группа ученых под руководством Ирены Арслановой (Irena Arslanova) из Лондонского университета провела два эксперимента, в которых исследовала как меняется субъективное восприятие времени в разных фазах сердечного цикла.

Первый эксперимент состоял из двух последовательных частей: в первой участникам предлагалось оценить длительность слухового, а во второй – зрительного стимула. Для слухового стимула использовался набор тонов частотой 300 герц. Зрительный стимул был представлен черной звездой, обведенной белым контуром в центре экрана. Оба стимула длились в пределах нескольких десятков миллисекунд. В обоих частях участникам представляли стимул, а потом еще несколько таких же стимулов, где ученые просили сравнить их длительность с первым.

В момент выполнения задания у участников снимали показатели электрокардиографии (ЭКГ). Во-первых, ученые обнаружили, что в целом сердечный цикл влияет на оценку длительности стимула (p = 0,01). Во-вторых, стимулы, которые были представлены в диастолу, оценивались участниками в среднем на семь миллисекунд больше, чем представленные в систолу(p < 0,001). Примечательно, что модальность значимо не влияла на эту ассоциацию, равно как и изменение частоты сердечных сокращений.

Во втором эксперименте на экране на 300 миллисекунд высвечивалось лицо, выражающее какую-то эмоцию. Всего таких лиц было 12, и участникам предлагалось оценить, как они себя чувствуют после встречи с этой эмоции по пятибалльной шкале: от одного (спокойно) до пяти (эмоционально возбужден). И, как и в первом эксперименте, участникам нужно было сравнить длительность стимула с исходным.

Ученые обнаружили, что и во втором эксперименте фаза сердечного цикла влияет на воспринимаемое время (p < 0,001) и стимулы, представленные в диастолу, оценивались в среднем на 9 миллисекунд дольше, чем в систолу. При этом, в систолу субъективно воспринимаемое время ускорялось вне зависимости от оценки эмоционального возбуждения. А в диастолу время замедлялось в спокойном состоянии, и убыстрялось при эмоциональном возбуждении. При этом изменение частоты сердечных сокращений никак не влияло на эти зависимости.

Хотя эти результаты, в общем, подтверждают некоторые предыдущие выводы о влиянии сигналов от внутренних органов на восприятие времени, ученые предлагают более конкретные результаты этих влияний. В частности, ученые предполагают, что такие эффекты разных фаз сердечного цикла реализуются через барорецепторы, чья активность зависит от фазы цикла: в систолу они максимально активны, а в диастолу могут практически не передавать сигналов. Такая фазовая разность приходящих сигналов позволяет, по мнению ученых, поддерживать восприятие времени в некотором балансе при действии внешних стимулов.

Вообще, работа сердца довольно сильно влияет на восприятие окружающего мира и поведение. Недавно мы рассказывали, что мыши с учащенным сердцебиением меньше рисковали и больше тревожились.

Нападения морских котиков на людей в ЮАР объяснили первой крупной вспышкой бешенства среди ластоногих