Обсерватория «Спектр-РГ» случайно открыла новый поляр

Это разновидность катаклизмической переменной системы

Телескоп eROSITA рентгеновской космической обсерватории «Спектр-РГ» обнаружил новый затменный поляр, представляющий собой рентгеновскую двойную систему из белого карлика и обычной звезды. Примечательно, что открытие было абсолютно случайным — телескоп исследовал не связанное с поляром рассеянное звездное скопление. Статья опубликована в журнале Astronomy&Astrophysics.

Поляры (или системы типа AM Геркулеса) представляют собой разновидность катаклизмических переменных систем. Это тесная двойная, где белый карлик аккрецирует вещество с обычной звезды, заполняющей свою полость Роша. При этом карлик обладает сильным магнитным полем, из-за чего в системе либо совсем нет аккреционного диска (классический поляр), либо есть только его внешняя часть (промежуточный поляр), а вещество звезды стекает в полярные зоны карлика, двигаясь вдоль линий его магнитного поля. Еще одна особенность поляров, возникающая из-за наличия магнитного поля, — синхронизация периодов вращения карлика с орбитальным периодом двойной системы.

Группа астрономов во главе с Саметом Оком (Samet Ok) из Потсдамского астрофизического института сообщила об открытии новой катаклизмической переменной SRGE J075818-612027 при помощи телескопа eROSITA рентгеновской космической обсерватории «Спектр-РГ». Дополнительно ученые использовали фотометрические данные наблюдений космического телескопа TESS и спектроскопические данные с телескопа SALT.

Открытие носило случайный характер и произошло в ходе наблюдений за рассеянным скоплением NGC 2516, которое ранее наблюдалось телескопами ROSAT и Swift, не замечавшими этот объект. Вероятно, во время этих наблюдений переменная находилась в фазе низкого темпа аккреции.

SRGE J075818-612027 находилась в поле зрения eROSITA рядом со скоплением и была видна как яркий источник рентгеновского излучения. Однако система не связана со скоплением и находится на расстоянии 1225-4147 парсек от Земли, расстояние до NGC 2516 оценивается в 400 парсек.

Система действительно относится к классу замагниченных катаклизмических переменных, однако пока что ученые не могут определить, является ли она поляром или промежуточным поляром. SRGE J075818-612027 демонстрирует переменность излучения в долгосрочных масштабах как в оптическом, так и в рентгеновском диапазонах волн.

Период вращения белого карлика оценивается в 106 минут, болометрическая рентгеновская светимость SRGE J075818-612027 составляет 8×1032 эрг в секунду. Компаньоном карлика может выступать маломассивная звезда. Провалы на кривой рентгеновского блеска объясняются поглощением излучения в аккреционном потоке и самозатмением области, где идет аккреция.

Ранее мы рассказывали о том, что «Спектр-РГ» открыл необычную симбиотическую рентгеновскую двойную и впервые увидел «огненный шар» новой звезды.

Радиотелескоп MeerKAT случайно открыл 49 новых галактик за пару часов