Это был второй пуск ракеты
Европейское космическое агентство выяснило причину аварийного второго запуска легкой ракеты Vega-C. Ей стала недостаточно качественная вставка горловины сопла двигателя второй ступени, которая активно разрушалась при работе двигателя, сообщается на сайте Spacenews.com.
Vega-C представляет собой модернизированную версию легкой одноразовой европейской ракеты-носителя Vega. Он состоит из четырех ступеней, три из которых твердотопливные, а четвертая оснащена жидкостным гидразиновым двигателем. Ее головной обтекатель обладает диаметром 3,3 метра и длиной более 9 метров. Высота ракеты составляет почти 35 метров, стартовая масса — 210 тонн. Она способна вывести около 2,3 тонны полезной нагрузки на 700-километровую полярную орбиту.
Второй запуск Vega-C состоялся 21 декабря 2022 года, это был первый коммерческий полет ракеты. В качестве полезной нагрузки выступали спутники Pléiades Neo 5 и 6. Однако целевой орбиты они не достигли из-за проблем со второй ступенью, которая вышла из строя через несколько секунд после зажигания двигателя.
3 марта 2023 года Европейское космическое агентство объявило о завершении расследования причин этой аварии. Оказалось, что вставка горловины сопла двигателя Zefiro-40, сделанная из углерод-углеродного композита, оказалась недостаточно однородной по структуре и подверглась чрезмерной термомеханической эрозии, из-за чего давление в камере сгорания падало, что приводило к уменьшению тяги. Подобной проблемы не наблюдалось в ходе предыдущих пусков Vega-C.
Эта деталь была приобретена итальянской компанией Avio у украинского КБ «Южное», с которым велось сотрудничество на этапе разработки ракеты, так как другие европейские поставщики не могли предоставить материал в необходимых количествах в нужные сроки. Теперь агентство будет использовать вставки производства компании ArianeGroup, а запуски Vega-C должны быть возобновлены к концу года.
Ранее мы рассказывали о завершении строительства стартового комплекса для будущей европейской тяжелой ракеты-носителя Ariane 6.
IKAROS был запущен в космос в 2010 году
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) объявило о завершении попыток установить связь с аппаратом IKAROS (Interplanetary Kite-craft Accelerated by Radiation Of the Sun), запущенным на траекторию перелета к Венере в 2010 году. Аппарат проработал в активном режиме до конца 2011 года, после чего с ним удавалось устанавливать связь вплоть до мая 2015 года, когда IKAROS в пятый раз вошел в режим гибернации из-за проблем с ориентацией, вызванных нехваткой топлива. Ожидалось, что он проснется зимой того же года, однако этого не произошло, а дальнейшие попытки установления связи не принесли результатов.