Им удалось добиться этого, понизив энергетический порог регистрации гамма-квантов
Коллаборация SNO+ отчиталась об первом успешном применении водных черенковских детекторов к регистрации реакторных нейтрино. Обычно эти частицы — речь идет об электронных антинейтрино, рожденных в процессе бета-распада — ловят с помощью детекторов на основе жидких органических сцинтилляторов. Вода, несмотря на свою нетоскичность и дешевизну, хуже подходит для этой цели из-за того, что водные детекторы имеют низкую эффективность регистрации гамма-квантов, испускаемых при захвате нейтронов и сопровождающих обратный бета-распад. Физики из SNO+ смогли преодолеть эту трудность, понизив энергетический порог детектирования. Статья с описанием их работы опубликована в Physical Review Letters.
Эксперимент проходил в 2018 году во время калибровки детектора, представляющего собой акриловую сферу радиусом шесть метров, окруженную фотоумножителями и помещенную в шахту. Цель эксперимента SNO+ — регистрация солнечных нейтрино, для чего его заполняют органическим сцинтиллятором. Но в момент калибровки ученые принимали сигнал от трех ядерных реакторов, расположенных в 240, 340 и 350 километрах. На основе данных, полученных в результате 190-дневого сбора сигнала, физики зарегистрировали антинейтрино с достоверностью в 3,5 сигма.
В этом физикам помог многосекционный детектор на короткой базе вблизи ядерного реактора
Физики из коллаборации STEREO сообщили о результатах поиска стерильных нейтрино в реакторном эксперименте с многосекционным детектором. Ученые не только опровергли существование таких частиц с массой порядка одного электронвольта, но и объяснили причину реакторной антинейтринной аномалии, которую таким способом пытались ранее объяснять. Оказалось, что во всем виновата недооценка вклада низкоэнергетических бета-переходов в ядрах. Исследование опубликовано в Nature.