Астрономы впервые использовали тройную звезду в качестве гравитационной линзы

Она усилила яркость фоновой звезды

Астрономы впервые обнаружили тройную звездную систему при помощи метода гравитационного микролинзирования. В роли линзы выступила компактная тройка маломассивных звезд, которая кратковременно усилила яркость одиночной фоновой звезды Млечного Пути. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

Явление гравитационного микролинзирования возникает, когда звезда или компактный объект (линза) проходит перед более далекой звездой (источник излучения), из-за чего, в соответствии с Общей теорией относительности, возникают кратковременное усиление яркости и небольшое смещение положения фоновой звезды. Этот эффект очень важен в астрономии, в частности, он позволяет обнаруживать одиночные черные дыры и экзопланеты.

Кривые блеска событий гравитационного микролинзирования порой демонстрируют отклонения от гладкой и симметричной формы, связанной с одним объектом-линзой и одной звездой-источником излучения. Чаще всего это происходит, когда есть двойственность линзы или источника излучения.

Группа астрономов во главе с Чонхо Ханом (Cheongho Han) из Национального университета Чунгбук в Южной Корее сообщила о первом случае обнаружения тройной системы звезд при помощи гравитационного микролинзирования. Речь идет о событии KMT-2021-BLG-1122, которое было зафиксировано тремя 1,6-метровыми телескопами наземной сети KMTNet (Korea Microlensing Telescope Network) 3 июня 2021 года, в качестве источника излучения выступала звезда в направлении балджа Млечного Пути.

Ученые пришли к выводу, что три пика на кривой блеска события можно объяснить только при помощи модели четырех тел. Это третий случай применимости такой модели, однако впервые в роли линзы выступает тройная звезда — в предыдущих случаях и линза и источник являлись двойными системами. Массы отдельных компонентов линзы составляют 0,47, 0,24 и 0,11 массы Солнца, а сама система достаточно компактна — звезды-компаньоны отделены от основной звезды в проекции на земного наблюдателя на 3,5 и 4 астрономических единицы.

Ранее мы рассказывали о том, как микролинзирование подтвердило текущую модель атмосферы белых карликов.

Черная дыра промежуточной массы выдала себя пролетами сквозь аккреционный поток вблизи сверхмассивной черной дыры