На Алтае раскопали непотревоженное захоронение подростка скифо-сакского времени

Его обнаружили под одним из курганов могильника Усть-Иша-5

Археологи раскопали на Алтае курган быстрянской культуры, существовавшей в VI–II веках до нашей эры. Под небольшой насыпью с каменным панцирем они обнаружили два погребения, центральное из которых оказалось сильно разграбленным. Зато во второй могиле находились непотревоженные останки подростка, которого похоронили вместе с многочисленными артефактами: серьгой, кольцом, ожерельем, подвесками и бронзовым ножом. Об этом сообщил Дмитрий Папин на итоговой научной сессии Института археологии и этнографии СО РАН, трансляция которой проходила на Youtube.

В Красногорском районе Алтайского края находится курганный могильник Усть-Иша-5, открытый еще в 1961 году. Он располагается на высокой террасе реки Иша и состоит из 55 курганов. Первые раскопки этого погребального комплекса проходили в 1997 году, когда бийские археологи изучили десять курганов, девять из которых оказались разграбленными. В последние годы ученые вернулись на этот комплекс и продолжили исследования, которые показали, что могильник относится к двум периодам: аржано-майэмирскому времени (конец IX — первая половина VI века до нашей эры) и к более позднему скифо-сакскому периоду, когда захоронения здесь проводили носители быстрянской культуры.

Быстрянская археологическая культура сформировалась на Алтае (в междуречье Бии и Катуни) в VI веке до нашей эры, когда сюда проникли мигранты из Центральной Азии и смешались с местными племенами. Судя по скудным антропологическим исследованиям, по своему облику быстрянцы были европеоидами с монголоидной примесью. Своих умерших они хоронили под курганными насыпями, возведенными из земли и/или камня. Порой вокруг земляных насыпей сооружались крепиды или же они перекрывались слоем камней — так называемым панцирем. Обычно под такими сооружениями находятся одиночные могилы, в которых умерших часто сопровождают захоронения взнузданных лошадей. Вместе с покойными также оставляли керамические сосуды, заупокойную пищу (иногда вместе с ножом) и разного рода артефакты, включая предметы вооружения: кинжалы, наконечники стрел и клевцы.

Дмитрий Папин (Dmitry Papin) из Института археологии и этнографии СО РАН представил доклад, посвященный результатам раскопок могильника Усть-Иша-5. В этом году археологи раскопали курган № 55, относящийся к быстрянской культуре VI–II веков до нашей эры. Он представлял собой невысокую насыпь размером 6,2×6,5 метра, покрытую панцирем из рваного камня и крупного галечника, принесенного из русла реки Катунь, которое находится примерно в десяти километрах от могильника.

Под насыпью археологи обнаружили два захоронения, совершенных примерно в одно время. Центральная могила прямоугольной формы оказалась сильно повреждена грабительскими вкопами, которых исследователи насчитали как минимум три. Внутри этого погребения ученые обнаружили остатки древесины, из которой было сделано перекрытие. Из-за ограбления до наших дней в нем сохранилось лишь небольшое количество человеческих костей, принадлежавших мужчине пожилого возраста. Кроме того, здесь находились два фрагмента костей черепа, которые, возможно, принадлежали женщине. Археологи также обнаружили несколько предметов: синюю стеклянную бусину, достаточно редкое бронзовое четырехгранное шило, фрагмент керамики, пряслице и фрагмент бронзовой серьги.

Во второй могиле подпрямоугольной формы находились непотревоженные останки подростка, похороненного на правом боку с подогнутыми ногами. Исследователи обратили внимание на то, что в эту могилу проникали уже после ее сооружения. Судя по всему, сначала древние жители Алтая соорудили могилу и засыпали ее, однако через какое-то время вернулись и похоронили в ней человека.

Благодаря тому, что грабители не добрались до этого захоронения, до наших дней сохранились детали погребального костюма этого подростка. Так, археологи обнаружили восьмиобразную серьгу, бронзовое кольцо, ожерелье из пастовых бусин, бронзовых и железных пронизей. Рядом с грудью умершего располагались подвески из зубов марала, под тазом — колесовидная подвеска (возможно, бронзовое пряслице) и бронзовая бляха, которые первоначально, видимо, лежали в кожаном мешочке. Кроме того, в погребении находились позвонки мелкого рогатого животного, в которые был воткнут пластинчатый бронзовый нож.

Ранее на N + 1 уже рассказывали о раскопках могильника Усть-Иша-5. Так, археологи исследовали курган № 7, относящийся к раннескифскому времени (IX–VII века до нашей эры). На краю этого кургана и за его пределами они нашли шесть могильных ям, в которых вероятно были похоронены дети.

Археологи извлекли погребальный сруб вождя из пятого Пазырыкского кургана