Зоологи впервые встретили детенышей розовых конолофов

В отличие от взрослых сородичей, они раскрашены в желто-черные полоски

Зоологи обнаружили первые известные места гнездования розовых конолофов — редких игуан с острова Исабела в Галапагосском архипелаге. Кроме того, они впервые увидели и запечатлели недавно вылупившихся детенышей этих рептилий. Также исследователи встретили неполовозрелых розовых конолофов, которые не попадались им на глаза с 2014 года. Как отмечается в пресс-релизе природоохранной организации Galapagos Conservancy, результаты нескольких проведенных в этом году экспедиций дают надежду на выживание розовых конолофов. Однако одичавшие кошки, которые не дают молодым конолофам дожить до половой зрелости, остаются очень серьезной угрозой для вида.

На Галапагосских островах обитают очень необычные рептилии. Например, местные слоновые черепахи (видовой комплекс Chelonoidis niger) заняли нишу крупных травоядных, а морские игуаны (Amblyrhynchus cristatus) научились нырять в море за водорослями. Еще одни типичные местные обитатели — наземные игуаны конолофы (Conolophus), которые питаются в основном цветами, плодами и стеблями кактусов-опунций.

До недавнего времени считалось, что на Галапагосском архипелаге живет два вида конолофов: Conolophus subcristatus на большинстве местных островов и С. pallidus на острове Санта-Фе. Оба они окрашены в бледно-желтые тона. Однако в середине 1980 годов зоологи обнаружили на склонах вулканах Вулф на севере острова Исабела конолофов со своеобразной розовой расцветкой. В 2009 году было установлено, что эти рептилии принадлежат к отдельному виду, который получил название С. marthae.

Розовые конолофы — самые редкие представители рода. Ареал данного вида составляет всего около двадцати пяти квадратных километров, а численность, согласно прошлогодней оценке, лишь немного превышает 200 особей. Неудивительно, что Международный союз охраны природы относит розовых конолофов к числу видов на грани полного исчезновения. Основными угрозами для выживания этих рептилий считаются инвазивные кошки и крысы, которые съедают их яйца и детенышей.

Чтобы больше узнать о розовых конолофах и помочь им выжить, сотрудники национального парка Галапагос и специалисты из природоохранной организации Galapagos Conservancy в течение последних десяти месяцев организовали несколько экспедиций на склоны вулкана Вулф. Сделать это было непросто, ведь чтобы добраться до мест обитания редких рептилий, нужно потратить два дня.

Недавно исследователям удалось найти первые известные места, где розовые конолофы откладывают яйца. С помощью десятков скрытых камер, установленных на склонах вулкана, ученые получили многочисленные свидетельства того, как самки этих рептилий роют гнездовые норы и обустраивают кладки. Кроме того, они впервые встретили и запечатлели только что вылупившихся детенышей розовых конолофов — в отличие от взрослых сородичей, они обладают маскировочным окрасом с желтовато-черными полосами. Увидели они и подросших неполовозрелых особей, которые не наблюдались с 2014 года.

Данные, полученные членами экспедиций, демонстрируют, что розовые конолофы активно размножаются — а значит, у вида есть шансы на выживание. Однако исследователи также подтвердили серьезную опасность, которая исходит от одичавших кошек. Отсматривая материалы с камер-ловушек, ученые заметили, что эти инвазивные хищники регулярно нападают на детенышей конолофов, которые недавно вылупились и выбрались из-под земли. В этот момент юные рептилии обессилены и не могут убежать или защитить себя иными способами. Судя по всему, кошки съедают большую часть неполовозрелых розовых конолофов, из-за чего популяция не пополняется молодыми особями уже около десяти лет.

Чтобы продолжить наблюдения за розовыми конолофами и охрану этих редких рептилий, руководство национального парка Галапагос и Galapagos Conservancy организовали на вулкане Вулф постоянную исследовательскую станцию.

Даже очень редкие виды рептилий можно спасти, если вовремя принять меры по их охране. Например, недавно мы рассказывали о том, как герпетологам удалось спасти от вымирания юнионского углопалого геккона (Gonatodes daudini). Эта мелкая яркоокрашенная ящерица, которая живет только на острове Юнион в Карибском море, была описана в 2005 году и вскоре приобрела огромную популярность у террариумистов. В результате массового отлова вид едва не исчез. Однако благодаря работе специалистов по охране природы его численность удалось увеличить на восемьдесят процентов всего за четыре года.

Розовую рыбу с рукоподобными плавниками засняли среди обломков затонувшего в XIX веке парохода