Каменные орудия бронзового века из окрестностей Стоунхенджа назвали инструментами для обработки золота

Их раскопали в одном из курганов больше 200 лет назад

Британские ученые повторно исследовали орудия раннего бронзового века, которые больше 200 лет назад раскопали в одном из курганов, расположенных недалеко от Стоунхенджа. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity, среди сопроводительного инвентаря умершего они нашли пять каменных инструментов, которыми более 3700 лет назад обрабатывали золото.

В самом начале XIX века британский антиквар и археолог Уильям Каннингтон (William Cunnington) исследовал памятник Аптон-Ловелл, который находится в английском графстве Уилтшир, недалеко от знаменитого Стоунхенджа. В невысоком кургане G2a диаметром около десяти метров, который возвели в раннем бронзовом веке, он обнаружил необычные захоронения двух людей. Расположение костей первого человека (возможно, мужчины) указывало на то, что его похоронили в положении лежа, в то время как второго — сидя. Современные исследователи датировали эти захоронения примерно 1850–1700 годами до нашей эры.

Вместе с этими останками под насыпью находились многочисленные предметы. Среди них оказались подвески из кости и клыков кабана, разные типы каменных орудий, шило из медного сплава, четыре бусины из кости и гагата, а также некоторые другие артефакты. В основном исследователи сосредотачивали свое внимание на захоронении человека, находившегося в лежачем положении. Они выдвигали гипотезы, что при жизни он мог быть шаманом, заниматься металлургией или ювелирным делом, или же совмещать все три роли.

Отдельного внимания удостаивались и некоторые артефакты из этого кургана. Так, еще в XIX веке один из ученых заметил, что на одном каменном орудии присутствуют следы золота. Однако оставались сомнения, что драгоценный металл попал на инструмент в древности. Теперь за исследования этих находок взялась группа британских ученых во главе с Рейчел Креллин (Rachel Crellin) из Лестерского университета. Они прибегли к анализу микроследов износа на каменных орудиях и металлическом шиле, а также изучили артефакты с помощью сканирующей электронной микроскопии и энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии.

Археологи отметили, что коллекция исследованных предметов включала разные типы орудий, отличавшиеся по своим размерам, весу, форме и следами на поверхности. Так, часть из них использовали в качестве молотков и наковален, а другую — для шлифовки и полировки. Среди инвентаря оказались даже чашечки, в которых в древности могли толочь или перемешивать такие вещества, как охра или смола.

На поверхностях пяти каменных предметов ученые обнаружили микроостатки золота. Причем, по их данным, драгоценный металл оказался на этих артефактах все же в древности, поскольку он идентичен по своему составу с другими находками бронзового века, сделанными в Великобритании.

По мнению исследователей, обнаруженные в кургане артефакты предназначались для холодной обработки золота. Возможно, древний мастер работал с листовым золотом, которым украшали предметы, изготовленные из гагата, сланца, янтаря, меди или дерева. В этом тонком деле он мог использовать совершенно разные инструменты: от шила из медного сплава до переделанного боевого топора.

Несколько лет назад в Британии обнаружили один из крупнейших в этой стране кладов, относящихся к эпохе бронзы. Тогда во время охранно-спасательных раскопок в Рейхеме нашли 453 предмета общим весом около 45 килограмм. Подробнее прочитать об этом кладе, датированном 900–800 годами до нашей эры, можно в материале «Много топоров, бритва, щипчики для волос».

Стоунхендж вновь назвали древним календарем