В Англии под фермерским полем нашли еще одну римскую мозаику

Археологи провели новые раскопки в Ратленде

Археологи при раскопках в Лестершире, где ранее под фермерским полем нашли мозаику с изображением битвы между Ахиллом и Гектором, обнаружили остатки здания, часть которого использовалась в хозяйственных целях, а другая была приспособлена в жилую зону с лакоником, тепидарием и фригидарием. Кроме того, исследователи раскопали еще одну хорошо сохранившуюся древнеримскую мозаику со сложными геометрическими узорами. Об этом сообщается в пресс-релизе Лестерского университета.

В 2020 году британец Джим Ирвин (Jim Irvine) во время прогулки по фермерскому полю в Ратленде обнаружил фрагменты керамики и сообщил об этом археологам из графства Лестершир. В сентябре прошлого года к исследованию территории приступили сотрудники и студенты из Лестерского университета. В ходе этой работы они обнаружили большую мозаику размером примерно 11×7 метров, на которой изображена битва между Ахиллом и Гектором. В эпоху античности она украшала пол обеденной или гостиной комнаты римской виллы.

Дальнейшие раскопки показали, что на этой территории находился целый комплекс сооружений позднеримского времени. Археологи предположили, что, помимо самой виллы, здесь располагались многочисленные постройки, принадлежавшие богатому человеку. Кроме того, исследователи обнаружили два погребения, относящихся к более поздней эпохе. В начале нынешнего года стало известно, что ученые провели геофизическую съемку соседних территорий. Оказалось, что общий размер памятника равен примерно пяти футбольным полям.

Археологи из Лестерского университета при поддержке общественной организации «Historical England», выделившей на работы 193 тысячи фунтов стерлингов, продолжили раскопки в Ратленде. Команда исследователей изучила остатки большой и хорошо сохранившейся постройки. Похоже, первоначально она представляла собой двухэтажное деревянное хранилище кормов для животных. Однако в III или IV веках его перестроили, используя уже камень в качестве материала. Одна из его частей превратилась в жилую зону, а другая использовалась для сельскохозяйственных и ремесленных целей.

Самой яркой особенностью раскопанного сооружения оказались помещения, напоминающие древнеримские термы. Так, здесь были лаконик (сухая парильня), тепидарий (теплая комната) и фригидарий (холодная комната для охлаждения) с небольшим бассейном. Снаружи этого сооружения находился резервуар, который, возможно, использовался для сбора дождевой воды. Кроме того, в этом же здании исследователи обнаружили остатки системы для подогрева полов.

Археологи также дополнительно исследователи сооружение, где ранее нашли мозаику с изображениями сюжетов Троянской войны. Обнаруженные расписная штукатурка стен, фрагменты полированного мрамора и остатки каменных колонн указали на то, что владельцы виллы были богатыми людьми. Похоже, это помещение представляло собой триклиний (пиршественный зал или столовую), который был поздней пристройкой к основному зданию виллы. В это помещение вели коридоры, в одном из которых хорошо сохранилась мозаика, украшенная сложными геометрическими узорами.

В этом году фермерские поля уже радовали на археологические находки. Так, на свекольном поле в Чехии обнаружили золотое украшение пояса, относящееся к урнопольской культуре бронзового века. А на картофельном поле в Киргизии нашли 270-сантиметровое каменное изваяние, которое изображает человека с коротким мечом.

Круги на полях